КОБЕКИН Владимир Александрович, 1947 г.р., композитор, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, профессор Уральской консерватории, Секретарь Правления Союза композиторов России, куратор Уральского региона.
В. Кобекин – автор многочисленных симфонических, инструментальных и оперных произведений. Общее количество поставленных опер – 14. Среди них: Дневник сумасшедшего (Моск. камерный театр Б.А. Покровского, постановка Ю. Борисова), Счастливый принц (по О. Уайльду, Ек-бург, театр оперы и балета). Пугачев (Ленингр. МАЛИГОТ, пост. Гаудасинского), (Пророк (по А. Пушкину, пост. А. Тителя). Многие поставлены в театрах Германии. Такие его оперы, как Моисей и Молодой Давид (в постановке Д. Бертмана и Д. Чернякова), части триптиха «Голоса незримого», были удостоены премии «Золотая маска». Среди последних премьер – также опера НФБ (по роману Достоевского «Идиот»), прозвучавшая в Германии в средневековом соборе. В Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, на новой сцене, готовится премьера его оперы Гамлет (А. Застырца, на молодежном сленге). В Саратовской опере начинаются репетиции оперы Маргарита (либретто Е. Фридмана). В настоящее время В. Кобекин работает над мюзиклом по пьесе А. Островского «Горячее сердце».
Кроме того, В. Кобекин написал музыку к мультфильмам для детей Все дело в шляпе, Лето в Муми-Доле, В Муми-Дол приходит осень.
Он живет и творит в Екатеринбурге, а в столицах оказывается лишь по делам. Теперь его все чаще приглашают в президиумы, жюри, но и там он, кажется, не перестает сочинять. Кобекин, с его по-юношески светлым лицом, с его небрежением ко всему внешнему, способен раствориться в любом сообществе. Весной 2006 г. весь Большой зал консерватории, пораженный только что исполненной симфонической пьесой Кобекина Кортеж трех королей, кажется, еще больше поразился, когда вызвали автора этой мощной, темпераментной музыки. Из зрительских рядов поднялся скромный человек, лишенный всякого ощущения «артиста в силе». Любому оказавшемуся рядом с Владимиром Кобекиным в голову не придет, что перед ним один из самых талантливых и востребованных российских композиторов рубежа веков. Вообще-то любой из читателей в праве сказать, что таких у нас не может быть по определению. Ведь наши театры, в особенности академические, так дорожат своей академической репутацией, что довели отечественную музыку до того, что скоро в ней опера прикажет долго жить как жанр. Вспомните, когда последний раз Мариинка ставила оперу здравствующего композитора. Не вспомните. Ах, кажется. Слонимского! Пару раз сыграли… Оперные театры зарабатывают на классике, на проверенных временем брендах – Кармен, Евгений Онегин, Женитьба Фигаро. И стараются ставить их так, чтобы они смотрелись как авангард.
И все же серьезные вещи Владимира Кобекина исполняют. Чаще всего в Германии. Если у нас, то в Новосибирске, в Саратове, в родном Екатеринбурге. В Москве его давно не ставили. Последний раз, кажется, в Камерном театре Б. Покровского, хотя нет, в оперном триптихе Голоса незримого, который шел в «Геликон-опере» лет семь назад, была часть, написанная В. Кобекиным. Но что симптоматично: режиссеру Дмитрию Бертману этот триптих, как и другому молодому постановщику Дмитрию Чернякову опера Кобекина Молодой Давид (в Новосибирской опере, либретто А. Парина), принесли первые в их карьере «Золотые маски»! Все поняли, что Кобекин благодатное явление в музыкальном театре, явление, адекватное эпохе, но продолжают раскручивать шлягеры прошедших эпох, будучи уверенными, что будущее по-прежнему за ними. Музыка Кобекина появилась, разумеется, не на пустом месте. Опера вообще невозможна без культурно-исторического контекста. Но сам Владимир Александрович считает, что сегодняшняя опера нуждается в ритмическом и мелодическом обновлении, что она должна конкурировать с классической.
Его Маргарита, хотя накрепко связана со старинным мифом о докторе Фаусте, насыщена ритмами ураганов – ураганов чувств, кощунственных замыслов. Они волнами набегают на слабо защищенную территорию простых человеческих отношений. Матросская джига, парад победы бюргерства, трактирная вакханалия, жгучее танго проституток, небесный хор ангелов, больше напоминающих бесенят, и хор деревенских ребят, тревожащая тема рока и, наконец, финал, в котором все участники оперы «на старенькой шхуне плывут к горизонту, где те же соблазны, заботы и люди»… – вот далеко не оптимистический, как у Чайковского, Верди, Пуччинни C°, фон современной драмы, героями которой являются старые знакомые – Фауст, Мефистофель, Гретхен, Вагнер.
В первоначальном либретто было на первом плане извечное философское противостояние-слияние Фауста и Мефистофеля, несущее угрозу человеку. Новая же Маргарита опять была жертвой. Кобекин создал мощный, трагический нерв судьбы девушки и сделал Маргариту абсолютной героиней. Теперь в финале мы ставим не точку в истории Фауста и Мефисто, а многоточие в судьбе Гретхен.