Драматургия

Драматург Евгений Фридман. Эта страница посвящена моей драматургии. 

Человек я не первой молодости, но драматург уж точно молодой. В музыкальную драматургию пришел, когда мне было уже за 50. И хотя я в этой профессии всего 10 лет, кое-какие истины постиг и правила для себя выработал. Вот несколько:

  • сочиняю лишь то, что самому хотелось бы смотреть и слушать. Может, я не идеальный драматург, но зритель идеальный – в меру простодушный, не в меру сентиментальный, отзывающийся на хотя бы крупицу подлинного чувства, то есть сам обманываться рад. И готов «обманывать» других.
  • с меня всё начинается. Композитора в этот момент еще нет. Ощущение ответственности только добавляет адреналину. Самое главное – найти интонацию. Следовательно, интонацию композитору вместе с текстом либретто передаю я, веря, что он воспримет ее как собственное открытие. Тут главное совпасть. Несовпадения бывали.
  • часто начинаю с формирования концепта. Для себя лишь. Чтобы представить философский масштаб, эстетику вещи. Потом этот документ вдруг пригождается и композитору, и режиссеру. Но недавно произошла встреча с композитором, предлагающим свои концепцию и эстетику. Приходится перестраиваться.
  • стремлюсь, чтобы в моих пьесах было что играть – актерам! И в смысле вокала, и в физическом смысле. Не только главные, но и второстепенные роли. Это, в конечном счете, важно и для зрителя.
  • в моем театре одинаково играть и петь означает жить на сцене, а не выходить со своим номером. Это идет от Музыкального театра «Зазеркалье».
  • люблю всяческую игру, ненавижу всяческий «doc«. Стараюсь чаще повторять непричесанную мысль своего любимого Станислава Ежи Леца: «Будь реалистом — не говори правды!»
  • и в сказочных сюжетах стараюсь предельно оживить застывших персонажей и ситуации, намекнуть детям на знакомые современные явления.
  • я за то, чтобы сегодняшний зритель, юный или взрослый, мог на себя примерить чувства оперных (мюзикловых) героев, а не смотреть на них как на нечто свалившееся с небес. Я за то, чтобы зритель не отказывался от идеалов. Придет же конец этому безвременью и разъединенности! А театр во все времена объединял людей.
  • отдаю себе отчет в том, что опере, оперетте, мюзиклу необходимы знаковые герои и сюжеты – из классической литературы, из истории, фольклора. И все же отдаю предпочтение незатасканным фигурам и сюжетам. Грубо говоря, если заимствую у Дюма, то не д’Артаньяна, а шевалье д’Ангилема, которого публика еще не знает. Или воскрешаю такую противоречивую личность, как Пьер Абеляр.
  • для меня жанр музыкального спектакля важен сегодня потому, что оставляет место поэзии чувств, а это значит – требует, как в старые добрые времена, высокого музыкального мастерства и накала. И еще: он противостоит (что немаловажно) «чернухе» современной драмы и жизни.