Игорь Пономаренко

пономаренкоИгорь Пономаренко, автор музыки к опере «Страсти по Каштанке», мюзиклу «Барышня-крестьянка»…

Пономаренко Игорь Леонидович, 1963 г.р., музыкант-виртуоз, композитор, менеджер арт-директор ансамбля МаГрИгАл. В 1989 г. закончил Петербургскую государственную консерваторию (по классу домры-альт). В стенах альма-матер организовал инструментальный ансамбль Терем-квартет, который вскоре получил признание далеко за пределами Петербурга. В течение 13 лет он был его солистом. В составе Терем-квартета участвовал в международных фестивалях, концертных турне (более 40 стран), записал 4 диска, лауреат Всероссийского и международных конкурсов, премии “Золотой Остап” и др. В 2000 г Игорь Пономаренко создал двойной дуэт МаГрИгАл. С новым своим детищем Игорь по-прежнему много гастролирует по России и миру. Нынешние его программы сложны и разнообразны в стилевом отношении и оригинальны по подаче. В кругу интересов арт-директора И. Пономаренко вокальные произведения французских композиторов ХХ века, классиков советской песни, по-прежнему Чайковский, Мусоргский, Бизе. С его коллективом сотрудничают артисты балета, оперы, эстрады, музыкальные театры.

Как композитор Игорь автор многочисленных инструментальных сочинений и обработок. К числу работ, связанных с музыкальным театром, относятся: городская мистерия Страсти по Каштанке (пьеса Е. Фридмана, С-Пб. Муз. Театр «Зазеркалье» – премия «Золотой софит», национальная премия «Золотая маска» 1999 г., Саратовский ТЮЗ, 2007 г); мюзикл Барышня-крестьянка (пьеса Е. Фридмана, С.-Пб. «Театр на Литейном»); опера-буфф Невский проспект (либретто Е. Фридмана, постановка пока не осуществлена); балет Хозе (С.-Пб. гос. театр «Хореографические миниатюры», 2003 г), балет Гренуй Великий (либретто Е. Фридмана по П. Зюскинду, постановка пока не осуществлена).
Игорь Леонидович живет в С.-Петербурге.

С Игорем мы встретились в августе 1997 года в Петербурге на территории главрежа «Зазеркалья» А.В. Петрова. Моя «Каштанка» больше года ждала своего хозяина-композитора. Наконец, Петров нашел такового. Но пойдет ли к нему Каштанка? – вот вопрос. Не к каждому ведь шла.

Петров и Пономаренко только что познакомились в Костамукше на фестивале камерной музыки. «Зазеркалье» и «Терем-квартет», оба, были участниками его. Сблизил капустник в последний день. Оба коллективы любили и умели хохмить. Ирония и юмор уже были добрым предзнаменованием… Каштанка к Игорю пошла, она прямо кинулась к нему в объятья. Он писал такую музыку, какую можно выть, под которую можно трусить, останавливаясь около каждого столба, вилять хвостом, выть от обиды и холода:

Ой, лапоньки мои, лапунечки,
ой, мерзнуть дочке до полуночи,
и все кружить по переулочкам
дурочке.

ликовать от счастья, от полноты жизни:

Есть магия пенья,
есть звуков полет,головокруженье
от сладостных нот.
И значит, не жалко
истраченных сил,
и вольно, и жарко,
и мукой грозит.

Игорю покорился этот диапазон женской доли!

Он писал такую музыку, которую интересно было играть всей прославленной и обласканной славой четверке, где каждый и на концертах, и в жизни носил свою хорошо узнаваемую маску. И режиссер Петров уговорил этих мастеров филармонической эстрады не только исполнять музыку, как положено музыкантам в театре, в оркестровой яме, но стать действующими лицами – играть на подмостках вместе с актерами. Он даже отчасти оставил каждому привычную личину. И что же? И Дзюдзе, и Александров, и Константинов как будто только того и ждали! Они были на сцене в своей стихии. Композитор же, мне показалось, в плеяде наших с ним героев словно нашел собственное отражение. Облик и пылкий характер потерявшегося королевского пуделя Фердинанда был близок Игорю конца 90-х годов.

Ищу мой дом, ищу мой сад –
лишь там покой найдет душа.
Но травят, гонят и бранят
меня повсюду сторожа.
Из-за куска здесь смертный бой.

Эту арию потрепанного жизнью красавца-пуделя, Пономаренко, известный пересмешник,подсластил цитатой из «Пиковой дамы». Но даже этим выдал себя – неуживчивого, нестандартного, остро ощущающего одиночество и тоску по всему яркому в жизни.

Скоро состоялось прощание Игоря с «Теремом», и одновременно прощание «Терема» с «Зазеркальем». А жаль! Через какое-то время новый квартет Игоря Пономаренко МаГрИгАл заменил теремных и в оркестровой яме, и на сцене. Но такой этот спектакль, что если есть в нем Елена Попель, Виталий Гордиенко, Юрий Давиденко, Елена Терновая, Андрюша Матвеев, да еще и сам Игорь, то его невозможно исказить, тем более испортить! Здесь невиданный на театре сплав человеческого материала.

Через год состоялась премьера мюзикла «Барышни-крестьянки». Мы снова оказались в одной упряжке, и вновь постановщиком был А.В. Петров, но не у себя в «Зазеркалье», а в театре «На Литейном». И хотя такого рода спектакль на театре называют «датским», то есть к юбилейной дате (ведь в 1999 г. праздновалось 200-летие А.С. Пушкина), «Барышня-крестьянка» до сих пор в репертуаре.