Евгений Писарев

писаревПисарев Евгений Александрович, актер Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. «Один из последних вечеров карнавала» (Агустин), «История одной лестницы» (Фернандо), «Комната смеха» (Подходцев), «Великий Гетсби» (Ник), «Красотки кабаре» (Простак), «Проделки Скапена» (Октав), «Никто не умирает по пятницам» (Джон), «Ревизор» (Хлестаков), «Женитьба Белугина» (Агишин), «В зрачке» (Николай), «Откровенные полароидные снимки» (Тим) и других.
В театре им. Моссовета – в спектакле «Серебряный век» (Михаил), в «Табакерке» – в спектакле «Старый квартал» (Писатель).
Снимался в сериалах «Каменская-3», «Таксистка», «Марш Турецкого» и др.

С 1996 года работает и как режиссер. Поставил спектакли: «Остров сокровищ» Р. Стивенсона (1996), «Любовь и всякое такое» Дж. Д. Селинджера (1998), «Ревизор» Н. Гоголя (2001), «Кот в сапогах» Е.Фридмана (по Ш. Перро, 2004), «Одолжите тенора» К. Людвига (2005), «Примадонны» К. Людвига (2006, МХТ), «Пули над Бродвеем» (по В.Аллену, 2007).

С осени 2007 г. Евгений Писарев – в МХТ.
Он помощник художественного руководителя театра и режиссер.

В мае 2008 г. он осуществил постановку пьесы-сказки Конек-горбунок, по жанру и масштабу не соотносящуюся ни с одним спектаклем не только МХТ, но и со всем, что идет на сценах Москвы. Тем не менее, «Конька» номинировали на «Золотую Маску» 2009 г как лучший спектакль в жанре оперетта/мюзикл. И он завоевал это трофей! Следующей постановкой Евгения Писарева в МХТ был «Пиквикский клуб» (по Диккенсу).

На протяжении нескольких лет сотрудничает с английским режиссером Декланом Донеланом в качестве режиссера-ассистента спектаклей «Борис Годунов», «Двенадцатая ночь» (играет роль Шута Фесте), «Три сестры» (Кулыгин).
С 1999 года преподает актерское мастерство в Школе-студии МХАТ.

Для меня этот человек скоро уже четверть века просто Женя, Жека.

Он учился, наверное, в 4-м классе, когда Женина мама Людмила Петровна привела его ко мне в детскую театральную студию «Начало» на Кржижановского. Он отдал студии 6 лет, переиграл с десяток ролей и в спектаклях-сказках, рассчитанных на ровесников, и во «взрослых» пьесах. Запомнились прежде всего такие роли, как Юноша в Сегодня или никогда Л. Устинова, Аттикус Финч в Убить пересмешника (по Х. Ли), Генриха в Драконе Е. Щварца. И вот что сразу выделило его из массы других одаренных подростков: он понимал, что одного владения текстом мало, он охотно искал вместе со мной пластический рисунок, и самостоятельно – дополнительные штрихи. С ним его партнерам всегда было трудно и интересно репетировать, потому что он все делал всерьез. Рядом с ним быстро росли другие. Может, поэтому мальчикам и девочкам его группы удавалось то, что не удавалось другим ни до, ни после них.

И вообще как-то очень рано он стал именно служить сцене, пусть такой скромной, как наша домопионеровская, так что к 14-ти годам мало кто из его окружавших сомневался, что его будущее – это театр. Сам он понял это еще раньше. А когда он стал учиться в школе-студии МХТ (курс Юрия Еремина), никто из его окружавших там не сомневался, что Писарев станет замечательным артистом. И он всегда оправдывал ожидания педагогов, родных, друзей, а потом и театрального сообщества. Начав работать в театре им. А.С. Пушкина, он сразу стал лидером молодежной части труппы, которая, нет, не противопоставляла себя «старикам», но упорно завоевывала свое репертуарное пространство. Сам не ведая того, он один из немногих на театре, кто воздал ХХ веку на его исходе, по достоинству простившись с ним. Я имею в виду поставленную и написанную им пьесу Любовь и всякое такое (по Дж. Сэлинджеру). Лично мне трудно припомнить более пронзительного и немногословного спектакля 90-х гг. Евгений Писарев, как поняли вокруг, не только хороший актер и режиссер, но преданный соратник, на которого можно положиться, которому можно доверить дело. Таким он был для Юрия Еремина, таким он стал и для Романа Козака и Деклана Донелана. Он учится у всех, с кем работает, а потом соперничает со всеми, кто был и остается для него непререкаемым авторитетом.

Казалось бы, кто в Москве может посягнуть на первенство в режиссуре модного Кирилла Серебренникова? Он смог, Евгений Писарев! Тот, Евгений Писарев, который играл в спектакле Серебренникова Откровенные полароидные снимки и даже получил за него премию «Чайка». Поставленная Писаревым непритязательная комедия положений К. Людвига Одолжите тенора! стала хитом сезона 2005-06 гг., Так же, как и в следующем сезоне новая постановка в МХТ комедии того же автора Примадонны, — в первую очередь благодаря талантливой, изобретательной режиссуре. И еще – благодаря талантливой, изобретательной режесуре и педагогическому дару постановщика. Я счастлив, что наш с ним Кот в сапогах стал ступенькой к завоеванию такой высоты.

Сначала я вроде бы обещал Евгению для детского утреннего спектакля написать тексты песен, но нечаянно сложился каркас необычной интерпретации этой странной сказки Ш. Перро. Кот не шарлатан и не пройдоха, он изумительный организатор дела, иначе говоря, менеджер! Это так современно – приобретать в мгновение ока новый социальный статус! И Кот устраивает Хозяину не разовую удачу, не шажок на новую ступеньку, а сразу всё. Женя принял ее и предложил руководству. И как только добро было получено, началась работа двух авторов. Телефон и электронная почта у меня в доме были заняты только Котом. Теперь, двадцать лет спустя, не я руководил Женей, а Женя мною. Он отвечал за соблюдение технических параметров (5 действующих лиц, плюс 4 человека просцениума, спектакль должен идти без антракта и не более 1 ч. 20 минут) и пёкся, чтобы вдохновенный драматург не выходил не только за эти рамки, но и за рамки детского спектакля. Еще до включения в работу композитора Сергея Чекрыжова каждая реплика, каждая мизансцена буквально пробовались на зуб. Моя установка – дать исполнителю максимальную возможность играть – это то, что нас сближало и сближает с тезкой. Поэтому спектакль получился чрезвычайно динамичный, игровой, зубастый.

Можно только догадываться, каким счастливым был день премьеры Кота для моих бывших студийцев! И хочется надеяться, что это не последняя наша совместная работа с Женей.