Борис Франкштейн

франкштейнФранкштейн, Борис Семенович (род. 1949 г.), заслуженный артист Российской Федерации, выпускник Московской государственной консерватории по двум классам – композиции и фортепьяно, автор опер, симфоний, большого количества вокальных и вокально-инструментальных сочинений. Член Союза композиторов, ведет в союзе Лабораторию современного исполнительства. Преподает композицию в Академии им. Маймонида. В 2009 г. по случаю своего 60-летия Борис Семенович был награжден Золотой медалью Союза московских композиторов. На медали отчеканено: «за содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки». Подразумевается, не только композиторская деятельность, но и исполнительская. Блестящий пианист, Б.Франкштейн исполняет не только свои сочинения, но и, что чрезвычайно редко, произведения своих коллег. Среди замечательных музыкантов, с которыми Борис Семенович плодотворно сотрудничал и сотрудничает, – Борис Покровский, Юрий Башмет, Андрей Коробейников, Елена Исаева, Тамара Ибрагимова, Александр Раскатов и много других мастеров.

Материалы из статьи Григория Спектора о Борисе Франкштейне, авторе Симфонии № 3 для камерного оркестра с солистами – Мемуары пятого пункта.

Франкштейн – человек с совершенно незашоренным мышлением, в эстетическом плане – абсолютный одиночка, не имеет отношения ни к какой тусовке
Антон Софронов

Абсурдистски-экстравагантные опусы Бориса Франкштейна
Т. Чередниченко

…Вызывающая ассиметрия и вопиющая дисгармония – как новое самодостаточное качество, как новый критерий новой эстетики (!) – в наиболее яркой – и эмоциональной и интеллектуальной трактовке это качество акцентируется в творчестве Бориса Франкштейна
И. Северина

«Восточная сюита» – интереснейшее сочинение Бориса Франкштейна, сочетающее в себе русско-классические ориентальные мотивы, еврейский колорит и приемы оркестрового письма некоторых последователей нововенской школы (например, Кшенека), не до конца было понято, как кажется, дирижером Е. Бушковым и оркестром «Новая Россия»
Фед. Софронов

Музыка Бориса Франкштейна поражает своей необычайной импульсивностью и абсолютной свободой от любых штампов и заранее спланированных схем
И.Северина

Нелегкую проблему представляла симфония Франкштейна для ее исполнителей – Большого камерного ансамбля Академии имени Маймонида, дирижера Владимира Керна и солистов Е. Исаевой (сопрано) и А. Наумова (бас). И то, что они ее все же решили, хотя и с заметным напряжением всех творческих и физических сил, большое достижение юных музыкантов и их руководителей. Они были предельно собранны и старательны, исполняя эту трудную и непривычную музыку. Ведь, как пишет И. Северина, «Музыка Бориса Франкштейна поражает своей необычайной импульсивностью и абсолютной свободой от любых штампов и заранее спланированных схем».

Нелегко было и слушателям. Жесткая, атональная музыка, обрывочные мелодические фразы, децибелы диссонирующих аккордов не давали им «расслабиться и получать удовольствие»… Учитывая это, сердобольный композитор даровал своим зрителям несколько мелодичных «островков» для передышки, как, например, «Колыбельная на идише» или цитата из Моцарта.

Радость молодых музыкантов, благополучно доведших до финиша труднейшее для исполнителей оркестровое произведение, разделили слушатели премьеры симфонии «Мемуары пятого пункта» и, конечно, счастливый автор, ныне седобородый Борис Франкштейн.

Мое творческое содружество с Борисом Семеновичем началось недавно, но сразу с масштабной вещи – оперы «Женитьба» по Н.В. Гоголю. Композитору не хотелось упускать из либретто ни единого эпизода, ни одной гоголевской детали (а наш союз и был основан прежде всего на желании передать средствами музыки и театра язык Гоголя), так что пришлось замахнуться на 4-хактное произведение, показ которого, если удастся найти сцену и режиссера, займет два вечера. И, тем не менее, премьера уже состоялась, правда, в концертном исполнении и только двух актов. Это случилось 15 и 23 октября 2010 г. в Боголюбовской библиотеке на Сущёвке и музее-квартире С.С. Прокофьева в Камергерском. Исполнителями были солисты московских музыкальных театров и участники оперной студии «ГРОТЕСК», за фортепьяно – сам автор.

О том, что получилось, можно судить по нескольким фрагментам, выложенным на интернет-форуме «Классика»

И еще об одной премьере музыки Бориса Франкштейна, к которой я имею некоторое отношение. Она состоялась 7 ноября 2010 г. в Большом зале Дома композиторв. На XXXII международном фестивале современной музыки “Московская осень” Борис представил одно из последних своих синтетических творений – «Как упражнять память, чтобы научиться забывать», навеянную моими переводами лирики и афористики Станислава Ежи Леца.

В качестве дирижера, который воспринимался не просто как руководитель ансамбля, а как некий сюрреалистический персонаж, выступил Борис Франкштейн со своим опусом “Как упражнять память, чтобы научиться забывать”… Это философская лирика, временами переходящая в некую прострацию, где абстрактный музыкальный ряд сосуществует с вербальным параллельно, практически не соприкасаясь
Ирина СЕВЕРИНА
Цитата из газеты «Культура»№ 44 (7756) 25 ноября — 1 декабря 2010г.