Александр Петров

петровАлександр Васильевич ПЕТРОВ — постановщик оперы «Страсти по Каштанке» (1998), мюзиклов «Барышня-крестьянка» (1999), художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного, детского музыкального театра «Зазеркалье»

Петров Александр Васильевич,род. 1949 г. засл. Деятель.. искусств, кавалер ордена Знак Почета, лауреат различных театральных премий. Закончил Ленинградскую консерваторию, с 1974 по 1987 работал режиссером в Малом академическом оперном театре, в 1987 г. вместе с дирижером П.А. Бубельниковым создал детский музыкальный театр «Зазеркалье». Профессор С.-Петербургской академии театрального искусства.

Поставил в своем и других театрах более 100 музыкальных спектаклей, среди которых такие оперы, оперетты и мюзиклы У начала твоей судьбы, Дамы и гусары Рогалева, Риголетто, Трубадуры Верди, Фердинанд Великолепный, Городок в табакерке Баневича, Детский альбом, ИолантаЧайковского, Пастушка и трубочист Баха, Борис Годунов Мусоргского, Медиум Менотти, Джанни Скикки, Богема Пуччини, Любовный напиток Доницетти, Волшебная флейта Моцарта, Сказки Гофмана, Жюстина Фавар Оффенбаха, Браво, брависсимо, пионер Анисимов, или Никто не хочет петь Десятникова, Любовник Мельпомены Банщикова, Страсти по Каштанке, Барышня-крестьянка Пономаренко, Порги и Бесс Гершвина, Соловей, История солдата Стравинского, Скрипач на крыше Бока, Мещанин во дворянстве Мольера, , Человек из Ламанчи Ли, Король скрипачей И. Кальмана, Кола Брюньон Кабалевского, Вестсайдская история Бернстайна, Сказка о царе Салтане Римского-Корсакова и др. Кроме того, немало драматических спектаклей, среди которых Крошка Цахес Гофмана, Мещанин во дворянстве Мольера, Старосветские помещики по Гоголю.

Последней яркой работой Александра Петрова и его театра (март 2008) стала постановка оперы Дж. Россини Золушка, завоевавшая в 2009 г две «Золотые маски». Постановка А. Петрова «Женитьбы Фигаро» в Мариинском театре номинирована на «Золотую Маску» 2010 года, в том числе работа постановщика.

Александр Васильевич – человек, с которым меня связывает давняя дружба. Поскольку данные страницы не относятся к мемуарному жанру, я постараюсь воздержаться от элегического тона. Хотя, поверьте, это нелегко. Взять хотя бы сам факт моего прихода в музыкальную драматургию. Если бы не доскональное знание друг друга, он бы не состоялся. Весь творческий путь Петрова у меня был перед глазами, от первых постановок в МАЛИГОТе до последних спектаклей в театре «Зазеркалье», основателем и бессменным руководителем которого он является. Мое отношение к современному оперному действу во многом сформировалось под воздействием эстетики театра Петрова. Я бы назвал ее «опера с человеческим лицом».

Однажды он поделился со мной идеей постановки у него в театре чеховской «Каштанки». И предложил написать либретто. Слово «либретто» до сих пор я произношу без удовольствия. Меня устраивает больше «пьеса для мюзикла». Через три месяца мы встретились, я показал то, что уже готово. Весь тон и образ спектакля А.В. принял сразу же. К лету то, что стало потом называться Страсти по Каштанке, лежало у него на столе на Дворцовой. И лежало больше года: не было композитора, достойного этого либретто. Если без шуток, то мы оба понимали, что это не опера, но и не мюзикл, что это такое живое, животное, сермяжное, питерско-мещанское, но не без романтических взлетов. Я бы назвал это – русский ответ Пигмалиону Б. Шоу. Это перед самым выпуском пришло жанровое определение – «городская мистерия». И тут вновь вмешался король-случай.

В июле 1997 г. Петров был с «Зазеркальем» в Костамукше на фестивале камерной музыки. Там он познакомился с набирающим популярности «Терем-квартетом». Четверо мужиков-виртуозов на, можно сказать, народных инструментах играли на ура не только псевдонародные «Валенки», но и классическую попсу – от Россини до Бизе. Все они обаятельные, колоритные, то есть любимцы Питера. Их лидером тогда был домрист Игорь Пономаренко. Он делал обработки, писал оригинальные композиции для квартета. Ему-то и предложил А.В. мою пьесу. А когда Пономаренко проиграл ему несколько номеров сочиненного, А.В. пошел на еще один невероятный шаг – он предложил «теремным» не только воспроизводить музыку в спектакле, но стать действующими лицами, наряду с Каштанкой, Федюшкой, мсье Жоржем! Когда Петров решился на такое, я думаю, он больше верил не в их привлекательный имидж, а в свою звезду. Он сделал так, что игру квартета актеров-дилетантов невозможно было отличить от профессионалов.

С 22 мая 1998 г. наша Каштанка надолго стала театральным хитом в Петербурге и с энтузиазмом была встречена на следующий год в Москве на «Золотой маске», где и стала лауреатом.

После спектаклей Петрова зрителю непросто адаптироваться к оперным постановкам с традиционным оснащением. Да, декорации, костюмы там могут быть красивыми и дорогими, прекрасно звучать оркестр, исполняться арии, а зрителю скучно. Певцы чувствуют себя в своей тарелке лишь тогда, когда поют. Как только замолкают, они мебель. Недаром единственный оперный спектакль в Большом, который я в 70-х годах дважды не только слушал – смотрел, смотрел! – был Мертвые души Р. Щедрина в постановке Б.А. Покровского. Петрова же по праву можно причислить к ученикам Бориса Александровича. Зазеркальские актеры (а они по преимуществу бывшие студенты А.В.) могут всё. На первом курсе они сольфеджируют партиты Баха, сопровождая каждую ноту соответствующими поставленной задаче мимикой и жестом. У него на курсе будущие солисты в операх Моцарта, Доницетти, Гершвина, Стравинского, Банщикова проходят жесткий тренинг сцендвижения, танца, актерского мастерства в не меньшем объеме, чем студенты отделения «Актер драмы». Повторяю, они могут всё! Как я полюбил первый его лгитмиковский выпуск, так я влюблялся и во второй выпуск и начинаю признавать третий, который еще не выпущен. Роль Хавроньи Ивановны я писал конкретно для коренной (со дня основания) солистки «Зазеркалья» Елены Терновой. Принимая во внимание и ценя ее одесское происхождение и обаяние, я сделал героиню Терновой сентиментальной, добродушной хохлушкой. Она своим романсом «Гуляйтэ, люды, йишьтэ сало…», во время которого она еще и лениво крутит бедрами обручи, не только на каждом спектакле срывала аплодисменты, но и покорила жюри «Золотой маски». Именно она стала лауреатом национальной премии…

Вскоре после премьеры Каштанки А.В. позвонил мне и объявил: «Твоя карьера продолжается!» Оказывается, он предложил меня и Игоря Пономаренко в авторы «Театру на Литейном», который заказал «нашей бригаде» мюзикл Барышня-крестьянка. Для «усиления состава» А.В. взял из своего курса самых талантливых студенток. Я помню, как старейшим актерам этого знаменитого театра интересно было работать с Петровым, как любовались они зазеркальскими девушками, их редкостным энтузиазмом и выучкой. Так же случилось и с труппой Акимовского театра, где он ставил мюзикл Дамы и гусары (по А. Фредро) в моей сценической редакции, так случалось во многих театрах России и ближнего и дальнего зарубежья, будь то Мариинка или центр оперного пения Г. Вишневской, Тбилисская опера или Одесская оперетта, Петрозаводская музкомедия или оперный театр в Старой Загоре, Саратовский или Красноярский тюзы. За полтора месяца работы с Петровым доселе незнакомые ему актеры драматической ли, оперной ли сцены становились его приверженцами! Иные даже просились к нему в «Зазеркалье» на любые роли. Иные, правда, сопротивлялись, сколько могли, потому что мало умели и надо было много работать. С ним всегда интересно и полезно молодым. Он фанат работы, фанат формы. Каждый спектакль Петрова, начиная с самых ранних постановок, стилистически выстроен. Независимо от того, предназначен он детям или взрослым. Когда он выстраивает вещь, то не щадит ни композитора, ни уж тем более либреттиста. Жертвует номерами, бывает, целыми сценами, если они выпадают из стилистики. И при этом любит работать с современным материалом. Вряд ли в России есть музыкальный театр, который ставит столько современных произведений, как «Зазеркалье». И вовсе нет музыкальных детских театров, участвующих наравне с оперными грандами и побеждающих в борьбе за престижные премии, подобно «Зазеркалью». Так было с Любовным напитком, Страстями по Каштанке, Богемой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *