Александр Никифоров

никифоровАЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ НИКИФОРОВ, автор музыки к мюзиклу Волшебный сад.

Мы встретились с Александром в юбилейные пушкинские дни 1999 года на прогонах «Барышни-крестьянки». Он был музыкальным руководителем постановки. Тогда я понял: он маг! С ним и я бы запел – хоть а капелла, хоть в стиле кантри. Уже на послепремьерном банкете он мне признался, что хотел бы не только чью-то музыку воплощать на сцене, а сделать свой мюзикл. Может, есть у меня идейка?

Идеек было предложено немало, потом долго не было никаких. А через год я нечаянно столкнулся у подъезда «Зазеркалья» со своей Хавроньей Ивановной – Леной Терновой. Она тут же, без всякой подготовки, заявила, что мне нужно срочно прочитать одну детскую книжку, которую она сама только что закончила читать сыну и находится под впечатлением. Надо знать Терновую, ее преувеличенную одесскую эмоциональность! Короче, внутренне я не дрогнул. Зато на обратном пути в Москву я в вагоне открыл этот типичный детский роман конца 19-го века и… прочитал на одном дыхании. Это был Волшебный сад Френсис Бёрнет, той самой, что написала Юного лорда Фаунт Лероя. Этот сюжет заставил моментально взяться за работу. Сюжет о девочке, которая сумела победить в себе своеволие и спесь и заставила встать с постели приговоренного к ней мальчика. И когда пьеса была готова, я послал ее Саше. Он тоже вдохновился материалом. Наконец, от него стали приходить первые музыкальные номера…

Последние восемь лет Александр Михайлович работает в театре «Зазеркалье», выполняя невероятные творческие задачи, поставленные его художественным руководителем Александром Петровым. Даже тогда, когда болезнь приковывает его самого к постели, он не оставляет служения. Всеобщая любовь к Саше и его собственное свойство, названное Мандельштамом, «блуд работы», помогают ему бороться с недугом. Он и сегодня занимается компьютерным программированием музыки для спектакля, то раскладывает голоса в ансамбле, то расписывает партитуру для ударных, а то и сам в китайском тюрбане ведет на сцене партию барабана (Соловей) или солирует на фортепьяно (Порги и Бесс)… Не знаю, в какой роли его чаще можно застать – хормейстера, аранжировщика, оркестровщика?

Талант его универсален. Он прекрасный стилист. Недаром в «Зазеркалье» его называют «самые чуткие уши». Но чаще всего в своем театре он выступает в роли хорошего человека. Без которого не делается ни один спектакль. Без таких не стоит ни один театр. Теперь этот хороший человек выступает в новой для себя роли – композитора. Принимайте его работу, господа! Мюзикл для детей и взрослых Волшебный сад!

Никифоров Александр Михайлович. Родился 19.06.1962 в Ленинграде. С 4-х лет начал заниматься музыкой. Закончив в 1977 году музыкальную школу, поступил в музыкальное училище при Ленинградской консерватории по классу альта. Став дипломированным альтистом, в том же училище получил еще одну специальность — актер музыкального театра.

С 1983 по 1989 гг. работал в питерских театрах — Музыкальной Комедии под руководством В.Е. Воробьева (солистом-вокалистом) и Молодежном под руководством В. Малыщицкого (актером).

В самые трудные для культуры годы (1989-94) был безработным. Но продолжал музицировать, петь. Он был участником вокального ансамбля «Прима», с которым побывал в разных странах на фольклорных фестивалях. В 1991 году объединил вокруг себя близких по духу людей, ни один из которых тогда не был профессионалом, и создал хоровую группу «Павлинье перо». Через восемь лет кропотливого труда их знали уже далеко за пределами Петербурга. Не только знали, но и высоко оценили на международных конкурсах: дважды (в 1999 и 2000 гг.) они становились лауреатами.

А. Никифоров был связан работой еще с несколькими петербургскими театрами, в том числе с театром Сатиры на Васильевском острове (зав. музыкальной частью), где он выпустил вместе с Резо Габриадзе его потрясающую Песню о Волге, и Театром Комедии им. А.П. Акимова.

А с 1998 года он работает в детском музыкальном театре «Зазеркалье», где, как сказано, выше, без него обходится мало какая постановка.