80-е годы

Театрик

Мой театрик – в нем сцена, как стол.
Мой театрик – ни сцены, ни зрителей.
Мой театрик – убогий простор.
Мой театрик – за миг до открытия.

Выступаю из мрака кулис, одинок,
застрахован до веку от славы и травли;
лишь ночами я здесь безымянный пророк,
днем – статист в обывательской драме.

Ненаписанный текст, режиссура вольна,
стал бы славной мишенью для прессы:
каждый вечер одно – только Он и Она,
а иной мне мыслится пьесы.

Старомоден и волен – на том и стою,
и, чем строже, тем, видимо, дольше,
вместо плюша и бархата я признаю
лишь прозрачную ткань для партнерши.

Примерещится чуть в ледяном витраже
лунный лик из подвального детства –
и ловлю я во тьме повелительный жест,
и тогда начинается действо.

Я живу – я играю. На выход, душа!
Вновь до дня себя выплеснуть дай мне!
Поднимается занавес – полночи шаль…
Мой театрик, по имени Тайна.

                                               1981

 

* * *

Что это, долгое, гулкое,
ропщет в недрах земли?
Ночью бессонной, безлунной,
в черной, беспутной дали?

Напомнил о горьком, о прежнем –
о времени бед и разлук –
немирный, недобрый, нездешний,
необъяснимый звук.

Крикнуть хочу что есть мочи,
ударить в набат, потому
что страшно гибель пророчить
и тяжко быть одному.

1981

Родительский день
в пионерском лагере

Всего секунду длилась вспышка солнца,
но через сто и двести лет увижу этот кадр –
сплошной оградой лес, чужой и сонный,
и над травой бредет покорно пар.

О этот кадр – на километры пленок
один такой! Запомню день и год!
Там вдоль ограды бродит мой ребенок
и на дорогу смотрит, и чего-то ждет.

14. 06. 82.

*       *       *

Памяти А. Я. Ратеюма

 

Гремучий трамвай по горячим плечам
мостов над Невою и водами Невок
не вечер, а будто нас вечность качал,
и черную весть его вычерпал невод.

В траву упадем и отпустим трамвай,
и будет нам жизнь вспоминаться по крохам,
а черную горечь не скроет окраин трава
не заглушит и Великого города грохот.

Август, 1982

 

*      *      *

Я стал немного понимать
язык дождей своеобразный,
а ведь казалось несуразным
их в нашем доме принимать.

И стоило дождю загомонить –
скорей захлопывались окна,
и тут же начинал сквозь стекла
он на немого походить:

жестикулировать листвой,
перед травою изгаляться,
чему-то с крышами смеяться,
о чем-то петь. Но не со мной. 

С годами же деревья и туман
меня учили переводу
слов, что, летя, шептали воды,
стучась, как путники, в дома.

Текучий ливней лексикон
не ведал слов «предать», «обида».
Такая выпала планида –
благодарить земной закон.

А может, нет в нем вовсе слов?
Нас убаюкивают звуки
и учат музыкою муки
распознавать добро и зло?

31 августа 1982 г.

 

*     *     *

Есть некий час, в ночи всемирного молчанья…
Тютчев

На старческом лице луны
безжизненные оспины.
И капли нет ее вины,
что пряно пахнет осенью;

надежно спрятана во тьму
невинности и древности,
и на рассвете потому
ей сладко дремлется.

Зато не связывает сон
земную плоть порочную.
Налитый силою бизон
всю ночь ворочается,

предчувствует священный гон
в страну холмов и холода,
что будет стадом проклят он,
узнает злобу голода;

вмурованный по брюхо в снег
замрет у кромки кратера;
его спасет косматый мех,
далекий образ матери.

Страдая, радуясь, дичась,
он станет тем избранником
богов… Есть некий час
звезды восхода раннего…

И мыслям гордым не остыть,
не пахни ночь так пряностью.
Он спит. И черные листы
дрожат, прощаясь с августом.

Так лето сходит к сентябрю
в разливе полнолуния.
Так небо сторожит зарю.
А в снах земных – безумие.

1982

 

Старушка

Даше Рыжковой и Жене Либиной

Две девочки – наверно, практикантки
из хирургии – робко и сторожко
по летнему клиническому парку
везут окоченевшую старушку.

Казенным саваном накрыта с головою,
лица не видно, тело невесомо…
И шепчутся подружки меж собою,
свершая путь свой невеселый.

Крахмально юным, тоненьким медичкам,
о смерти ли беседовать неужто?
О том, что все естественно, логично
расчерчено природой равнодушной,

которой что студентки, что покойник,
что праведник, что грешник – безразлично?
На четырех плывет колесах койка
между берез и лиственниц больничных,

над стриженым лужком, над лужей…
А ветер норовит сорвать простынку.
И холодом житейской стужи
пахнуло вдруг. Уже молчать не стыдно.

Молчат втроем. И под ноги упряжка
глядит и думает. О чем? – бог знает…
О, как безжизненное тело тяжко!
Как бесконечно легок груз познаний!

2 октября 1982 г.

 

Пытка

Тебе дал муку Бог страдать стихом,
и ты ее выносишь молча.
и все ж бывает: нету мочи
молчать. И ты лежишь ничком –
лицом в подушку, а душою ввысь –
и запретив устам навечно
случайно суетною речью
губить божественную мысль.

1982

 

*          *          *

В ту памятную осень холода
лишь в ноябре нас навестили,
и мы, бездомные тогда,
по вымершей Москве бродили,
скитались по ее холмам,
засыпанным и тополем, и кленом.
Москва тогда казалась нам
большим и опустелым домом,
хозяева которого ушли,
куда – незнамо, и в котором
еще чадят в печах угли,
гуляет дым по коридорам,
и мечутся крамольные листы,
как после иезуитского разгула,
а мы, спасая мир от пустоты,
заходим в каждый двор и переулок.
И вместе мы зачем? и почему одни?
и уцелели, видно, не случайно?
Дарует осень нам безоблачные дни –
единственный хранитель нашей тайны.
И на мосту, глазами на закат,
туманные стояли наши души,
и сиротливо открывался град
громадою домов полувоздушных. 

1982

 

*     *     *

Декабрь – молчун и летописец.
Дыханье холода в затылок.
Не до стихов и не до писем,
мне б дописать судьбы отрывок.

Мне бы найти противоядье
от хлопотливой лести хлопьев,
ласкающих листы бумаги тетради
с подобострастием холопьим,

и от хулы холодных стекол,
в которых отражен до срока
растяпой я и распустехой,
растратившим себя по крохам.

А я молчу. И в коем веке
не жду, когда ручьи нахлынут.
Судьбой расставленные вехи
ведут меня путем пустынным.

И тают хлопья, глохнет ветер…
Я возвращаюсь в май и август,
когда судьбу свою приметил.
И спать до света не улягусь.

1983

 

*     *     *

Такая уж зима. Не вспомню ни одну
я ночь без судорог метельных,
снегов, летящих параллельно
стихам, похожим на метели пелену,

где голос пробует та вещая труба
и вторит вою трубному метели,
где спутаны находки и потери
и где рифмуется призванье и судьба.

1983

 

*       *       *

Волны считать и камни
шла моя девочка к морю…
Лорка

 

Утром в чулках из тумана
заря моя звонко ступает.
В округе трубы и краны
побудку поют, не смолкая. 

Заря в росинках тумана
из рук моих ускользает.

Полуденных ног блистанье
в чулках из загара взглядов.
Растаяла моя тайна
среди площадей плотоядных.

Разве она святая,
любовь из загара взглядов?

Но сумерки в дом вернулись
в чулках из вечерней дымки
хрусткой походкой улиц
и грустью хмельной улыбки,

и улицы захлебнулись
пыткой вечерней дымки.

Ночи нечеткая поступь
в чулках одиночества черных.
Мольбы, оправданья… Поздно
рыдать и просить о чем-то.

Точеных светильников поступь
в ночи одиночества черной.

1983