Синопсис «Василиса Прекрасная»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО
В 2-х ДЕЙСТВИЯХ

Синопсис либретто
по мотивам одноименной русской народной сказки из сборника А.Н. Афанасьева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Василиса, прозванная Прекрасной
Ее отец
Куколка, призрак Василисиной матушки
Мачеха
Устиша, мачехина дочка
Малаша, вторая мачехина дочка, близнец Устиши
Андрюша, друг сердечный
Друзья Василисы:
Федька (котенок)
Хредька (мышонок)
Улька (мышка)
Брулька (мышка)
Шептуны-доносчики (числом трое)
Баба-яга
Белый всадник
Красный всадник
Черный всадник
Призраки погибших витязей
Царь-батюшка
Царский стольничий
Народ русский

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Пролог-увертюра. Взаимодействие двух миров: реального и потустороннего. Хореография.

1. Ансамбль «Серые мышки». Серые мышки и кот (они же от Автора) спорят между собой и в то же время подводят зрителя к завязке: жил-де купец, у которого умерла жена, и остался он с дочкой Василисой, прозванной Прекрасной. У отца с дочерью были доверительные отношения, и вот немолодой батюшка испросил у Василисы разрешения жениться во второй раз, и дочь не стала ему препятствовать, хотя вдовушка, которую он полюбил, сама имела двух взрослых дочерей.

2. Секрет Василисы. Не знал отец, а Василиса ему не призналась, что от матушки ей куколка досталась (эквивалент образа матери), которая в трудную минуту даст ей верный совет. И когда отец вышел из избы, вынула она соломенную куколку, накормила ее пряничком да медом и приготовилась услышать от нее доброе слово. Возникает призрак матери. Матушка говорит ей:  живи смирнее – всем будешь милее.

3. Знакомство. Пространство горницы вдруг расширилось, двери распахнулись. Входит батюшка, за ним – новая жена и две ее дочери – Устиша и Малаша. За ними помощники волокут сундуки да узлы. Батюшка представляет новой хозяйке свою дочь. Василиса в пояс поклонилась новоселам, а ей от прибывших – лишь скупой кивок. С кривой улыбкой они прохаживаются по горнице, заглядывая во все углы. Сестры показывают свой нрав – капризность, завистливость. Но, верная заветам родной матушки, Василиса проявляет гостеприимство и уступает во всем. 

4. Вечёрка. После работы по дому Василиса собралась на деревенскую вечерку. Мачеха осуждает ее за это, но батюшка не видит в том ничего предосудительного.
И зазвучала вихревая, игровая хороводная песня. Василиса солирует в танце. Завидуя, смотрят на нее мачехины дочки. Начинается игра. Василисин партнер по игре – Андрюша, с маскарадными заячьими ушами. Как ни старался заинька поймать Василису, да не вышло – она юрче. Веселье, смех.

5. Доносчики. Вихрь пляски утих. В доме новая хозяйка и две ее дочки. Мачеха кликнула своих топтунов-доносчиков (это нетопыри) и потребовала от них доклада обо всем, что слышали, видели. Они ей попросту выложили всё, но мачехе-то надо знать всю подноготную только о Василисе. А топтунам плохого о ней сказать нечего. Рассердившись, она велит им привести саму падчерицу.

6. В ежовых рукавицах мачехи. Отец в отъезде, а мачеха выстраивает план, как извести Василису. То есть навалить на плечи девушки непосильную работу. И вот получила Василиса такое задание, которое ни к утру, ни к следующему вечеру не выполнить. Да еще с угрозами.

7. Работенка. Осталась Василиса одна, достала Куколку. Припасла ей лакомый кусочек и спросила совета: как справиться с таким заданием? А куколка велела ей не печалиться, а самой пойти на луг, насобирать цветов да подарить их пареньку, что ей мил. Шептуны напряглись, да ничего не слыхать им. Мышка Улька надела Василисину косынку и демонстративно прошагала мимо ушастых доносчиков. Они сослепу приняли ее за Василису да за ней. Нескоро они поняли, что их водят за нос.
Вернулись шептуны-доносчики, а Василисин след простыл. Побежали они искать ее, да усталость сморила их: они ведь ночные жители.
И тут выскочили опрятные мышки (командует ими Брулька) и в миг выполнили всю работу.
А на лугу встретились Василиса и Андрюша. Он пообещал девушке прислать к ней сватов.

8. Угрозы.
Вернулась Мачеха с дочками от попадьи. Все сытые, довольные, судачат между собой. Василисы не видно – она в тени, отдыхает песенки поет. Увидели они: работа вся сделана! У мачехи и дочерей глаза на лоб полезли. А еще и верные доносчики ничего не могут объяснить, как могла падчерица одна всю работу выполнить. Хозяйка в запале уволила их. Ленивые, незлобивые нетопыри, на прощанье напомнили ей, что если захочет она их вернуть, то вновь придется иметь дело с бабой Ягой. Мачеху всю так и передернуло. 

9. Возвращение батюшки. Только захотела мачеха наброситься на Василису, как распахивается дверь и является радостный батюшка с гостинцами.Рассказал он о своих странствиях, о дальних странах, о том, как скучал вдали по родному дому. Но от взора его не утаилось, что в доме что-то нехорошо стало.

10. Сватовство. Василисины помощники предваряют появление Андрюшиных сватов в доме. Выбежали из в горницу сестры с мамашей своей, забегали, засуетились – гостей встречают. Батюшка отворяет им двери. И никто не ведает, кто из парней жених да за какую девушку хотят сватать. Наконец сваты предъявили жениха – Андрюшу. Намеками сваты дали понять, что пришли за Василисой. Она же в светелке сидит, рукодельничает. Тут батюшка и выводит в горницу свою дочь и спрашивает: люба она тебе, Андрей? Андрей рта не успел раскрыть, как мачеха заявляет:
люба, не люба – не важно. Не выдам ее прежде старших дочерей! Мол, чем вам не любы они?Сваты посмотрели на Андрюшу, а тот ни в какую. Тогда и сказала мачеха: не нужен мне такой зять. А Андрюша ей: а мне – такая теща! И убежал.
Сваты бросились за Андреем. И мачеха тоже вон из горницы. Осталась Василиса с батюшкой.
Он и предложил дочери найти Андрюшу да отправиться в храм, где их обвенчают. Но Василиса
отказалась от такого счастья: коли сам жених дал стрекача, пусть уж я останусь ничья. 

КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
11. Интродукция. Выходят Василисины помощники и спорят, движется или не движется сказка. Приходят к выводу, что их сказка на салазках: в горку еле тащится, а с горки – не остановишь. А что чудес мало, так это всё впереди.
  
12. Проводы батюшки в дальний путь. Отец собирается в новое дальнее путешествие. На сей раз по заданию царя-батюшки, покровительством которого купец очень дорожит. Василисины помощнички окружили купца, не дают ему прохода, говорят: где же уши твои глаза?  В его доме поселилось криводушие, а он словно не замечает этого. А Василиса провожает его добрым напутствием и обещанием дождаться.

13. Василисин жребий. Серые мышки, торопясь рассказывают, что изменилось за короткий срок. Мачеха перебралась в новый дом, у самого леса, подальше от людей. И вместе с дочками измыслила извести сестру сводную. А за что? За то, что красивая, свободная. 
И вот мачеха раздает всем трем девушкам рукоделье, а Василиса вносит три свечки. Но мачеха запротестовала: сейчас разве вечер? – зачем столько свечек? И задула две. Сестры садятся у окошка, а Василиса – за прялку – в глубине горницы. Но мать свечку ставит около дочек. Василисе еле-еле видать. Во время работы сестры, переглянувшись, незаметно для Василисы, фук – и задули единственную свечку. Сделалось темно. А огня взять неоткуда. Пойти же на поклон к людям мачехе гордость не дает. Вот и решила, что за огнем надо кому-то идти в лес – к бабе Яге. Сестры, конечно, отказались, у каждой своя причина. Придется идти падчерице.
Молча собралась она в дорогу и куколку взяла с собой.

14. Прощание у калитки. Мышки стали ее отговаривать, мол, дорога к Яге в один конец. Лучше спрятаться, а мы, мол, поможем тебе. Василиса отвечает: что же мне весь свой век не жить, а дрожать?! Чему быть – того не миновать! Тогда мышки предлагают себя в провожатые – девушка и на это не соглашается. Уходит одинешенька.
 
15.  Дом без огня. Сначала сестры обрадовались, что наконец избавились от Василисы. От бабы Яги еще никто не возвращался. Вот какие они умные! Даже придумали, что скажут ее отцу, когда тот вернется и не найдет дочь: мол, ушла, как бывало, ничего никому не сказала; стали искать ее, да не нашли и следа. Да вдруг поняли девки, что огня в доме как не было, так и нет. Ведь припрятанное под половицей огниво незаметно стащили мышки и разом вон из дома – по Василисиному следу.
Мачеха опомнилась и накинулась на дочерей. Послала их в посад к людям – просить помощи.

КАРТИНА ВТОРАЯ. У бабы Яги.
16. Дорога к бабе Яге.
Василиса одна в темном лесу. Идет, дрожит. Вдруг топот. Проносится мимо всадник во всем белом, и конь под ним белый. Василиса прижалась к дереву, достала куколку. Куколка успокаивает ее: это Утро Белое.
Дальше скачет всадник во всем красном. И уже Василиса не так боится, потому что стало светло и радостно. Это День Красный. И тут скачет Черный всадник на черном коне. Напрасно дрожит Василиса – это еще не Ночь, а только Лунный вечер.
 
17. Первое пришествие бабы Яги. Второй занавес открылся – там двор бабы-яги: избушка на курьих ножках, вокруг нее забор из человечьих костей, на заборе – черепа. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять Черный всадник – вокруг всё задрожало, зашумело. Василиса ни жива, ни мертва. А куколка просит: спрячь меня поглубже и ничего не бойся.

18. Ужин бабы Яги. Явилась в ступе, с метлой сама Баба Яга. Только вылезла из ступы, сморщилась: фу-фу, русским духом пахнет! Василиса перекрестилась и, забыв про страх, подошла к старухе, низко поклонилась и представилась. Хотела сразу сказать, зачем пришла, но старуха ее перебила: мол, сама знаю. И предлагает ей пожить и поработать у нее, тогда она даст Василисе то, зачем пришла. А коль не захочет, так она ее съест. Делать нечего, Василиса согласилась.
Прежде потребовала баба Яга ужин. Кинулась Василиса к печке, от печки к столу и снова к печке. Наставила квасу, меду, пива, вина, яств разных. Часто дышит. А старуха с удовольствием всё умелá и начала бахвалиться.

19. Ночь в доме бабы Яги. Похвалила Яга Василису за ужин и даже оставила ей объедки, но прежде чем задрыхнуть, предупредила девушку, чтобы та не пыталась сбежать. Кликнула сторожей. А это – нетопыри, всё те же незадачливые шептуны-доносчики.
И дает Василисе задание на ночь, почище мачехиного: двор вычистить, избу вымести, обед приготовить, белье погладить, взять пшеницы четверть да очистить ее от сора. И, главное, соткать полотно из шелковых ниток, которые якобы напряла одна бестолковая ведьма и все спутала. Мастерицам, даже самым прытким, не удалось соткать полотно из этих ниток. От одних остались только косточки да пепла горсточка. Хохоча, запрыгнула на полати и тут же захрапела.
Убедившись, что Яга спит, шептуны заговорили. Жалеют они Василису, но и проворонить ее не хотят: уже один раз потеряли они работу из-за нее. И все-таки им хочется знать, как там поживают их старые знакомые серые мышки. А Василисе не до разговоров. Ей с куколкой надо поговорить. Прикинулась она спящей.
Летают три нетопыря, мигают светящиеся глаза черепов, двигаются скелеты.  Тревожно, тяжело поёт хор призраков под зловещий храп старухи о том, сколько здесь живых душ загублено, и советует ей бежать.
Василиса вскочила с лавки. Надо что-то делать! Придумала! – послать их в дом мачехи за ткацким станком. Ведь самое трудное – полотна наткать. А топтуны и рады послужить Василисе, уж очень она им нравится. Обещали они ей в один миг обернуться.

20. Помощники. Наконец Василиса вынула из кармана куколку, поставила перед ней старухины объедки и всё рассказала ей. А та говорит: не волнуйся, помолися и спать ложися. А не весть откуда взявшиеся мышки прибавили: все будет сделано, девонька!
Еще не забрезжил свет, а веселая компания всю работу переделала – перемыла, перечистила. И тут
послышался шелест крыльев. Явились шептуны с ткацким станком. Разбудили Василису, села она за работу, запела песенку, все бойчее, бойчее – тут и рассвело.

21. Прощание с бабой Ягой. В окошке алеет солнце. Баба Яга вскочила с полатей. Увидела, что вся сделано, подивилась, однако работу приняла и даже дозволила Василисе задать ей вопрос. При этом предупредила, что не всякий вопрос к добру ведет. Вот и спрашивает она: откуда, мол,  у тебя такие ниточки шелкóвые? Старуха ответила: это я наплела из кудрей витязей, что посмелее тебя были. Теперь очередь бабы Яги спрашивать: как успела ты все исполнить, красна девица: помогает мне, бабушка, благословение матушки. Бабу Ягу так и взорвало: «Так вот оно что! Прочь с глаз моих.  Мне не нужно благословенных!» Сунула ей в руки огонь в черепе и потребовала забрать ткань, сотканную ею. Василиса поблагодарила ее.
Старухин хохот разнесся над лесом.

КАРТИНА 3-я (та же, что в последних сценах 1-го действия)

22. Возвращение. В руках Василисы череп с горящими глазами. Ее ждут не дождутся мачеха и ее дочери. Платья у них грязные, лица чумазые, они смотрят на падчерицу как на спасительницу. Горящие глазницы черепа магнетизируют их. Они протянули к огню руки. Отступила Василиса, чувствует, что от них останется пепел, если отдаст им  череп. Тогда сестры силой выхватили его из ее рук, а Мачеха поднесла к нему лучину. И тут ее охватило пламя!  Через мгновенье от нее остается горстка пепла. Василиса остолбенела, а дочек охватил ужас. Но, быстро овладев собой, Василиса взяла из рук дрожащих сестер череп с горящими глазницами и вывалила угольки в печь, сказав, что если они кого-нибудь еще будут гнобить, то сами превратятся в пепел. Уходит с той же котомкой, с которой явилась из леса, оставив онемевших сестер одних.

23. Бездомная. Идет по дороге Василиса, размышляет о горькой своей доле. А за ней – ее помощники. Она и куколку спрашивает: скажи мне, как же теперь жить бедной девушке? Куколка ее и успокаивает: нынче день такой – завтра другой. Мол, не забудь, что в котомке у тебя полотно чудесное есть. Достала из котомки шелковое полотно и вдруг увидела, какое оно удивительное.
Что мне делать с ним? – думает она.

24. Развязка. В Василису влюбляется царь. Не успела она решить, как возле нее карета богатая останавливается. Спрыгивает с козел солидный такой мужчина. Подходит к Василисе и спрашивает, что это такое у нее в руках. «То, что сама соткала, – ответила она. – Коль понравилось, возьми себе». А мужчина потрогал, пощупал ткань и поверить не может, что на свете есть подобное. И говорит: у меня, дескать, и денег таких нет, чтобы купить такое чудо. «Может, моему господину понравится? – говорит он. – Что же ты хочешь за него?»
— Ничего не хочу, – отвечает. – Ему цены нет. Коль понравится твоему господину, так подарю.
Вернулся человек к карете, запрыгнул на ступеньку и протянул в дверцу ткань. А вокруг той кареты уже собрался народ, перешептывается, улыбается.
Вышел мужчина из кареты. За ним другой, в богатой парчовой одежде. Тут народ, что собрался на дороге, в пояс кланяется тому, кто вышел последним. А это – сам царь-батюшка.
А тот мужчина (царский стольничий) и говорит: «Ну, поняла, красна девица, кто мой господин? Царь наш русский сам захотел посмотреть на умелицу да на такую красавицу».
Спрашивает царь: «А как звать тебя, красна девица?» Ответила Василиса и рассказала, что сирота она бездомная, что матушка ее умерла, а батюшка за море-океян уехал да, видно, сгинул.
Царь молвил: «Неправда, Василиса Прекрасная, отец твой живёхонек, только что вернулся из заморских стран, службу добрую мне сослужил. Ты думаешь, кто у меня в карете? Он, он! – батюшка твой!» Как сказал он это, из кареты вышел отец, бросился к дочери. Василиса обвила ему шею. Царь же в это время советуется о чем-то со своими людьми. Те бегут к горожанкам и предлагают им взглянуть на ткань, но те отказываются. Как увидел батюшка это полотно, так воскликнул: «Зачем я в тридевятом царстве искусных мастеров искал, коль у нас на Руси свои есть, да познатнее!» А царь ему говорит: так Василиса твоя та самая искусница и есть… И предложил Василисе взяться пошить ему из шелкового своего полотна рубашек. Никто, мол, из моих мастериц не берется. И еще добавил: «По душе сказать, я и сам не хочу расставаться с тобой. Люба ты мне, Василиса Прекрасная! При отце твоем тебя спрашиваю: будешь, будешь, скажи, ты моей женой?
Василиса не сразу ответила, а достала из кармана куколку и сказала ей шепотом: «Ах, куколка, куколка, давала ты мне в трудные минуты советы добрые. Но в такой миг никто – ни ты, ни батюшка – за меня решить не можете. Послушаю я сердца своего». Проникновенно посмотрела на царя, а он глядит на нее, не наглядится.
— Коли вправду, царь-государь, ты любишь меня, то согласна стать я твоей женой.

25.  Финал. Хор славит свою любимицу Василису Прекрасную и ее суженого.