Василиса Прекрасная

КОНЦЕПТ ОПЕРЫ
в двух действиях
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
(по мотивам одноименной русской народной сказки)

ЧИТАТЬ СИНОПСИС К ОПЕРЕ ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Василиса, прозванная Прекрасной
Ее отец
Куколка, призрак Василисиной матушки
Мачеха
Устиша, мачехина дочка
Малаша, вторая мачехина дочка, близнец Устиши
Андрюша, друг сердечный
Друзья Василисы:
Федька (котенок)
Хредька (мышонок)
Улька (мышка)
Брулька (мышка)
Шептуны-доносчики (нетопыри числом двое-трое)
Баба-яга
Белый всадник
Красный всадник
Черный всадник
Призраки погибших витязей
Царь-батюшка
Царский стольничий
Народ русский

 

«Василиса», по классификации В. Проппа, образцовая «волшебная сказка». В ней присутствует 1) чудесный противник (баба-яга) 2) чудесный помощник (куколка) 3) чудесный предмет и, наконец 4) видимо, присутствует и  чудесная сила  (красота). Недаром же сказка названа «Василиса Прекрасная».
На примере «ВП» легко убедиться, что волшебные сказки, по своей художественной структуре, являются прообразом жанра романа.  У «ВП» довольно пространные временные рамки: героиня успевает вырасти, превратиться в невесту, а после своего приключения в темном лесу еще какое-то время прожить в ожидании отца. Сказка насыщена экшном,  волшебству отводится соответствующая роль, однако невероятно ярки бытовые подробности. Может быть, в силу этих особенностей «ВП» стоит особняком в кругу волшебных сказок, хотя обладает основным набором функций:1) усиленная форма отлучки – смерть матушки, 2) в распоряжение героини попадает волшебное средство (куколка), 3) один из членов семьи (отец Василисы) отлучается из дома (по торговым делам), эту отлучку усиливает не только смерть матушки, но и наличие в доме антагониста (мачеха + ее дочки), 5) обнаружение недостачи: мачехины дочки устраивают так, что дом остается без огня, 6) героине приказано в качестве трудной задачи восполнить недостачу, она отослана в темный лес к бабе-яге, 7) героиня испытывается (бабой-ягой) и решает трудную задачу, 8) антагонист наказывается (жестокая гибель мачехи и ее дочерей)… Возмездие за подлость, агрессивность – основная тема сказки. Мачеха и сестры уничтожены тем самым огнем, за которым они посылали Василису – мистическое, даже символическое совпадение. В.Пропп назвал бы это случаем двойного морфологического значения одной функции. И, наконец,  9) героиня вступает в брак за царя и воцаряется.  

Итак, сказка «ВП» насыщена событиями, в ней на каждом этапе есть свой нерв, новое переживание человеческих конфликтов. Либретто берется все это не только воплотить, но и переосмыслить.

Начнем с того, что в списке действующих лиц четыре серых мышки – Улька, Брулька, Федька и Хредька.  Они ненавязчиво выполняют «собирательную» роль рассказчика-балагура. Поскольку мышки вездесущи и домовиты, им известно всё, что творится в доме, они переживают за героиню, пытаются облегчить ее нелегкую жизнь. Либреттист также доверил им функцию волшебных помощников, тех самых, которые в момент магических испытаний мгновенно выполняют непосильную работу. Этим мы, наверное, умаляем эффект волшебства, зато объясняем непреложность фактора дружбы, домашнего очага.
В противовес положительным серым мышкам в пьесе также действуют шептуны-доносчики (нетопыри). Но оппозиция эта, сразу скажем, мнимая. Хотя они в штате мачехи и должны собирать для нее нужную информацию о ненавистной падчерице, но здесь создается комическая ситуация: нетопыри не справляются с ролью доносчиков. Причины две: а) большую часть суток летучие мыши, как известно, спят, а бодрствуют ночью, так что многое проходит мимо их ушей/глаз б) они незлобивы, службой своей тяготятся. В общем, нетопыри скорее недотепы. Так что Василисе эти ушастые соглядатаи серьезной помехой не являются. А ближе к развязке даже принимают ее сторону.
Василиса вообще такой образ, который льет на окружающих доброту, ее существование призвано преображать мир. Сводным сестрам она, как только знакомится с ними, возможно, преодолевая себя, посылает сигнал добросердечия. Но те из зависти сразу же отвергают его: никакой сердечности – война до полного уничтожения. Уничтожения той, которой все любуются.   
В сюжете немаловажен такой эпизод. Он затрагивает еще одну важную тему – любовную. В 1-м акте между Василисой и местным пареньком Андрюшей возникает симпатия. Они встречаются, причем не только на глазах у всех, на вечёрке, но и тайно. И вот наступает момент, когда Андрюша с товарищами приходит в Василисин дом свататься. Казалось бы, все идет в рамках традиции и молодые должны получить согласие родителей, но мачеха накладывает вето на этот брак – под предлогом, что, дескать, сперва она должна выдать старших дочерей. Пусть, мол, Андрюша выбирает между Малашей и Устишей. Андрей в сердцах отвечает категорическим отказом и бежит прочь из этого ада. Однако в центре внимания остается Василиса. Ведь она теряет любимого! Жених в этот миг не вспомнил о ней: захлебнулся собственной обидой. А в следующем эпизоде она на предложение батюшки вернуться к Андрюше, произносит: «Коли сам жених дал стрекача, / пусть уж я останусь ничья». Да, обычный, среднестатистический Андрюша не пара исключительной Василисе. А другому жениху, яркому, исключительному, – откуда взяться? Итак, у нее на этом фронте сложно. Но на то это и сказка. Всё впереди! Забегая вперед, скажем: этот исключительных качеств жених возникает в финале в лице молодого царя-батюшки. Причем в карете с ним находится и Василисин отец, ездивший по заданию царя в тридевятое царство за эксклюзивным товаром. 
Образ Василисиного батюшки несет на себе традиционные для многих сказок черты. Женившийся во второй раз, он промахнулся. В дом пришла властная, алчная женщина. И он оказывает ей слабое сопротивление. Сочувствуя родной дочери, тем не менее он не в силах быть ей моральной опорой. Но в опере у него есть черта, которая придает батюшке свое обаяние. Он торговый человек, бизнесмен, а главное – страстный путешественник. И в дальнее плавание его зовет не столько выгода, а жажда познания. Однако в дороге он вспоминает родной дом. Это выражено в его романтической арии.    
Итак, после отъезда отца впереди у Василисы будут испытания не менее серьезные и даже изощренные. Она, дрожа от страха, пройдет по заколдованному лесу, найдет вотчину бабы Яги, окруженную частоколом, на котором черепа погибших витязей. Смиренностью и решимостью расположит к себе старуху, и та снабдит ее огнем и сотканной руками самой Василисы тканью.  
Во 2-м акте волшебного действительно больше.
В сказке слегка намечены образы трех всадников, которых Василиса встречает в лесу – белого, красного, черного, символизирующих утро, день, ночь. А в опере они объединены общей музыкальной темой, и каждый поет свою вариацию, нагнетая магический эффект путешествия к бабе Яге.  
Образ бабы Яги у нас не очень расходится с традиционным. Она, хоть и несет в себе мощный заряд бесчеловечного, но хранит некое понимание о высших достоинствах человека, о справедливости. Недаром Василиса, принеся от нее огонь, говорит сводным сестрам: «Сто раз я умирала там…/ Воистину – подобье ада. / Но я должна поведать вам: /
живет там всё же правда./» Зло, не скрывающее, что оно зло, представляется героине менее опасным для человека, чем маскируемая злоба. Юного зрителя не должен шокировать апофеоз костлявой старухи. 
                  В народной сказке огонь, принесенный Василисой от старухи, сжигает всех трех – мачеху и ее дочерей. Так народный опыт решал тему возмездия. То есть никаких смягчающих обстоятельств! Тем более прощения для тех, кто узурпирует волю другого человека и доводит его до физического уничтожения. Огонь этот – огонь магический, огонь справедливости. В наш толерантный, милосердный век совершенно отказаться от такого решения все равно было бы непростительно. Либреттист пошел на компромисс: огонь испепеляет только мачеху. Василиса успевает спасти сводных сестер. Мало того, она оставляет им в печи огонек, а сам череп с огнем (просит нетопырей) вернуть бабе Яге. Сама же покидает опостылевший дом.
                  Отсюда начинается развязка спектакля. Василиса поет: «Вот иду я одна, и дорога трудна, а куда я иду, и сама я не знаю. Не сошла я с ума, но лишилась угла, и ведет меня вдаль судьбина лихая».  Нет, она не одна – за ней бредут ее помощники, серые мышки, но чувство сиротства в финале еще острее. Даже отца нет рядом, и, что с ним, она не знает. Мы пытаемся в развязке собрать все линии, завершить все темы. Куколка дает ей последний совет: приглядеться к тому полотну, что она соткала, – может оно еще пригодится. И как только она вытащила его из котомки, произошло – нет, не чудо. Пока не чудо. Остановилась карета, из которой вышел солидный мужчина, захотевший узнать, что это за ткань в руках красавицы. А узнав, что ей цены нет, бросился к карете и протянул ткань кому-то, кто, наверное, больше него понимает в таких вещах. Из кареты, как из волшебной шкатулки, сначала появляется царь, а потом и Василисин отец. При нем и большом стечении народа царь, восхищенный Василисой, предложил ей стать царицей. Хор поет здравицу жениху и невесте.

Повторим: сказка называет Василису прекрасной. Значит, это главная черта героини, главный ее дар – красота. Физическая и духовная. Перенести акценты на другие качества Василисы значит не уловить ее аромат. Как у Пастернака: «Быть женщиной – великий шаг, сводить с ума – геройство». 
Несомненно, опера держится на моно-героине. Таков ее статус в «волшебной» сказке. Как и там, в спектакле Василиса прежде всего должна быть загадочной. Именно в загадочности проявляется обаяние ее сказочно-человеческого образа. Тайну ее обаяния не раскрывает, а подчеркивает наличие рядом с ней Куколки. Куколка – один из важных и колоритных персонажей оперы. У нее в опере два облика – а) предмет и б) призрак умершей матушки. В традиции наших предков – оставлять детям оберег. В сказке «ВП» завещанная умирающей матерью куколка наделена волшебной силой. Не животное, заметим, а вещь, предмет. Это единственный антропоморфический след в сказке, принадлежащий к числу самых популярных. И у нас он одушевляется визуально и вокально.

И последнее: «Василиса Прекрасная» – это не в чистом виде опера. Скорее это многослойное игровое действо, где сочетаются классический, современный и народный вокал, диалоговая стихия (в стиле раёшника), фольклорный танец. Только в таком синтетическом жанре она будет интересна юным зрителям и взрослым.

© Евгений ФРИДМАН

ЧИТАТЬ СИНОПСИС К ОПЕРЕ ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ