Городская мистерия в 2-х действиях
по мотивам рассказа А.П. Чехова «Каштанка»
Первая постановка состоялась 22 мая 1998 г. в Петербургском Детском Музыкальном театре «Зазеркалье». Режиссер – заслуженный деятель искусств Александр Петров
В 1999 году исполнительница роли Хавроньи Ивановны ЕЛЕНА ТЕРНОВАЯ
получила национальную премию «ЗОЛОТАЯ МАСКА» в номинации лучшая женская роль в жанре оперетта (мюзикл).
Действующие лица (исполнителей -12)
ЛЮДИ:
ЛУКА АЛЕКСАНДРОВИЧ, столяр
ФЕДЮШКА, его сын лет 13-ти
ИОНА, извозчик
Мещане:
В ТУЛУПЕ
В ДОХЕ
В ПОЛУШУБКЕ
ГОРОДОВОЙ
БРОДЯГА
1-й ДВОРОВЫЙ
2-й ДВОРОВЫЙ
ЗАЗЫВАЛЫ-ПОТЕШНИКИ МЕСЬЕ ЖОРЖ, клоун-дрессировщик
НИКИТИЧНА, его экономка
ОБЕР-ШТАЛМЕЙСТЕР
ПОЛКОВОЙ ОРКЕСТР, КОРДЕБАЛЕТ И ОРКЕСТР В ЦИРКЕ
ПРОХОЖИЕ
ЖИВОТНЫЕ:
КАШТАНКА, помесь такса с дворняжкой
ФЕРДИНАНД, королевский пудель
ИВАН ИВЫНЫЧ, гусь
ФЕДОР ТИМОФЕИЧ, кот
ХАВРОНЬЯ ИВАНОВНА, свинья
Бездомные собаки:
БАТЫЙ
ЛЫСУХА
БОНЯ
БЛОХАСТЫЙ
Действие происходит в Санкт-Петербурге в последнее десятилетие ХIX века.
Драматург о пьесе:
Несмотря на то что заказ на создание либретто поступил от детского театра, я позволил себе отойти от традиции инсценирования «Каштанки» как едва ли не рождественской истории. Я хотел, чтобы зритель увидел такую жизнь, которую во всех смыслах мы называем собачьей. Такую, какая она у самого Антона Павловича, – с вечно пьяным и долдонящим хозяином, уличным холодом и соблазнами, бездомными собратьями, жестоким неприятием новичка в «артистическом мире». Прежде всего, мне хотелось, чтобы зритель временами забывал, что Каштанка собака. Чтобы он на себя примеривал ее человеческие страдания и радости.
Композицией я уравновесил события печального дня, когда Каштанка потерялась, и ее жизни в новой компании. (У Чехова же не самый удачный день занимает меньше четверти текста.) То есть дал одинаковый статус реальной среде и фантастической, каковой является семейство мсье Жоржа. Но, как и в жизни, не всё однозначно, поэтому в реальной среде происходят фантастические знакомства, а в фантастической – не только новизна сменяет новизну, но царит муштра, ссоры партнеров и даже смерть одного из них. Поровну поделенными в спектакле оказались открытый ветрам зимний город и домашний уют. Причем этим городом стал у меня Санкт-Петербург конца XIX века – с санями, извозчиками, Фурштатской, Бадаевскими складами, кабаками, вечной толкотней, городовыми, солдатами, дворовыми. Я хотел добиться, чтобы зритель все-таки поверил в то, что Каштанка по первому зову могла кинуть карнавальный мир мсье Жоржа ради насыщенной дворовой жизни.
Выдуманным, не-чеховским, персонажем стал блудный пудель Фердинанд. И вся история его коротких романтических отношений с Каштанкой. Да и то: у Антона Павловича есть упоминание о мохнатом старом пуделе, которого Каштанка видела во сне, и они еще добродушно понюхали друг друга. А, чем не love story! И этот друг Каштанки словно стал приветом Фердинанду Великолепному, о котором была детская опера С. Баневича, которую поставил А.В. Петров еще на рубеже 70-80-х гг. в МАЛИГОТ’е. Для этого же Фердинанда с бельмом на глазу композитор И. Пономаренко нашел невероятно пронзительную интонацию, включив в его арию цитату из «Пиковой дамы». Так что тайное собачье свидание смотрится и сентиментально, и иронично… >
О том, что получилось в театре «Зазеркалье», можно судить по прессе:
<…> По сути, это музыкальная монодрама, в которой собачья жизнь и страдания измерены по шкале традиционных музыкальных жанров и стилей. Такой Каштанке доступен и глубокий драматизм оперной арии, и простодушная лирика городского романса, и опереточно легкие переходы от безысходной грусти к безмятежно неудержимой радости… Написанная драматургом Е. Фридманом история маленькой дворняжки, не соблазнившейся променять свою судьбу на карьеру звезды цирка, представлена как некий канон, который обрастает апокрифами, вроде романтического знакомства Каштанки со старым потерявшимся пуделем Фердинандом или ее невеселой встречи с городскими бездомными псами. Зато совсем без всякого романтического ореола предстают в спектакле «господа творческие работники», как величает свою цирковую компанию Незнакомец. <…> Подобные человеческие типы непременно встретишь в любом творческом союзе: Гусь – закомплексованный, стыдливый, но неисправимый резонер, Кот – капризный лентяй, фигляр, свинья – безгранично самоотверженное и прямодушное существо с неизживаемым украинским говором: «Людям нужна я тильки для выгoды,/ Им трэба грошей, сала и забаув». <…>
Жанна ЗАРЕЦКАЯ, Вечерний Петербург
<…> Автор либретто москвич Евгений Фридман поместил действие «Каштанки» в Петербург – мы слышим про Литейный и Фурштатскую, Лиговку и цирк Чинизелли. Но в спектакле это не просто перечень знакомых названий, а сама атмосфера действа, жанр которого обозначен как «городская мистерия», причем «городская» легко читается как «петербургская». Образ «непостижимого города» одушевлен здесь фантасмагориями великих мифотворцев Петербурга – от Достоевского и Гоголя до Блока и Белого. От гоголевского «на Невском все обман, все мечта, все не то, что кажется» до блоковских бесплотных метельных видений города «Снежной Девы», «снежных масок» – города, «сходящего с неба». <…>
После исполненной Юрием Давиденко роли гуся Ивана Иваныча эта птица, несомненно, займет почетное место в пантеоне культовых театральных животных, по преимуществу птиц – так что легендарным балетным лебедям, оперным соловьям и золотым петушкам придется потесниться! Смешные странности, грустная эксцентриада этого старого трудяги, из последних сил забавляющего «почтеннейшую публику», заставляют вспомнить другую чеховскую фокусницу «по долгу службы» – неприкаянную клоунессу Шарлотту Ивановну. И еще – старого больного слугу Фирса из той же пьесы… А что вытворяет Елена Терновая в роли чувствительной и прыткой свиньи Хавроньи Ивановны! Тут и сочный гоголевский юмор (в духе «Вечеров на хуторе…»), и безудержный бурлеск, и уморительная пародия на немеркнущие образцы надрывной любовной лирики из украинского оперного репертуара. Лаконичен, точен суховато-заостренный рисунок роли кота у Андрея Матвеева. В грустно-иронических красках (поддержанных музыкальными реминисценциями из «Пиковой дамы») решает роль королевского пуделя Эдуард Горяйнов. Легко, элегантно, не без щегольства играет мсье Жоржа Виталий Гордиенко. <…>
Марина КОРНАКОВА,Невское время, С-Пб
<…> Вышла очень глубокая притча о душе нежной и честной, привязанной к своей обнищалой и пропитой столярке-преисподней, о душе дворняжьей-предворняжьей, привыкшей к корке и битью, но созданной для совершенно другой жизни, для тонкого и радостного ремесла. Каштанка на сегодняшний день, возможно, – наше всё… Символ национального примирения. Чуть не последний персонаж отечественной мифологии – а) известен всем б) не вызывающий идейных разногласий. <…>
Елена ДЬЯКОВА, Новая газета, Москва.
<…> История гуся Ивана Иваныча – пронзительная трагедия. Мы видим смерть человека, бесконечно преданного театру. О музыке пусть говорят специалисты, но у меня, просто зрителя, перехватывало горло, лились слезы <…>
Виктория ХАРИТОНОВА, завлит Ульяновского драматического театра, Бюллетень «Золотая маска»
<…> образы, далекие от дремуче-тюзовских. Каштанка, со школы надоевшая, как все эти «типичные представители», «лучи света» и Рахметов, оказалась вдруг существом, родным до слез. Прописанная в современные диалоги проза Чехова вдруг засверкала перлами (без кавычек) ненатужного гуманизма.<…>
Наталья ЗИМЯНИНА, Вечерний клуб, Москва.
<…> и уж, конечно, ни одной собаке не удалось бы превзойти Елену Попель: так ее Каштанка всамделишно добра, наивна и отважна, что хочется собрать «Педигри» со всего Петербурга и сложить у ее лап, то есть ног.
Пьесу по чеховскому рассказу сочинил москвич Евгений Фридман, музыку, пронизанную отголосками уличного фольклора, – лидер «Терем-квартета» Игорь Пономаренко. На сцене смешались в кучу звери, люди, амплуа… Четверка музыкантов лицедействует. Оперные артисты в качестве цирковых с блеском одушевляют животных.
В чем же фокус? Но то «Зазеркалье» и детский музыкальный театр, что чтобы прививать школярам заботу о братьях меньших. Только вот после просмотра маститый режиссер Александр Белинский озадаченно бросил: «Ну этот спектакль не для детей, а для меня». Постановщик Александр Петров возразил ему, но правы были оба: история «молодой рыжей собаки, похожей на лисицу», поучительна и для взрослых, от носа до кончика хвоста. <…>
Аркадий СОСНОВ, Общая газета №43, Москва.