опера для детей и подростков в 2-х действиях
Музыка Анастасии Беспаловой
Действующие лица:
ГЕРЦОГИНЯ КЛАРИДСКАЯ
ПЧЁЛКА, ее дочь
ЖОРЖ де БЛАНШЕЛАНД, ее приемный сын
ВЕРНОЕ СЕРДЦЕ, старый оруженосец
ВОЛУТЭН, учитель каллиграфии
УНДИНЫ
ЛОК, король гномов
ГРУНТ, мудрая эльфина
гномы:
БОБ
ТАД
ДИГ
РЮГ
ПИК
ПО
Жители Кларид, гномы.
Действие происходит в герцогстве Кларидском и подземном королевстве гномов.
Либретто оперы написано по мотивам известной сказки Анатоля Франса «Пчёлка». Это романтическая история, имеющая также философский подтекст, о том, как земная девочка по имени Пчёлка, нечаянно попав в подземный мир гномов, остается в нем не по своей воле на долгие семь лет. Она объявлена принцессой гномов. Король гномов Лок испытывает к девочке нежные чувства. Он стремится открыть ей все тайны своего народа, о которых люди даже не подозревают. А когда Пчёлка стала постарше, он предлагает ей руку и сердце, но она отказывает ему. Лок огорчён еще и тем, что Пчелка не может забыть свой дом и того, кто ей с детства мил – юношу Жоржа. Последний сам находится в плену у русалок-ундин. Благородный король освобождает из плена именно Жоржа. И в финале Лок возвращает юноше Пчёлку. Вот вкратце сюжет сказки и оперы.
В опере 15 поющих персонажей, в том числе 8 гномов, и хор. В канву спектакля включены хореографические номера.
Ключевым моментом является не только романтическое чувство короля гномов к Пчелке, не только любовь двух юнцов, но также противостояние двух миров – человеческого и гномского. Причем, гномы – это идеальное сообщество, незнакомое с бедностью, голодом, враждой. Человеческий мир пугает их своим несовершенством:
Жизнь их несчастиями полна:
голод, холод, болезни, война…
что незнакомо гномам вообще.
У гномов иной порядок вещей.
Нас мудрость спасает от тяжких мук… —
поют король Лок и ученый Нур. Да, в их обществе все послушны и трудолюбивы. Но люди с большим предубеждением относятся к гномам, слагают о них небылицы, сваливают на них свои беды. И вот дитя человеческое оказалось в плену в этом мире доброты и благоденствия, где ее окружает любовь и внимание. Но Пчелка несчастна. Она отвечает им:
Да, у вас хорошо, повторю
вы добры ко мне, милые гномы,
но, простите, я даже в раю
всё тоскую по дому родному.
Вы мне дали уют и покой,
но меня все же тянет домой.
Говорю я вам не в обиду:
я обратно хочу – в Клариды,
я всем сердцем хочу домой.
Наш спектакль о причудливом и, что важно, редком сочетании благородства, здравого смысла – с одной стороны, и отчаянного стремления к человеческому счастью – с другой. Штука в том, что пленница гномов живет, не только не ведая зла, но одновременно являясь для них источником радости. Гномы наивно удивлены, что девочке еще чего-то недостает. С долей иронии признаемся, что в опере, как в самом произведении А. Франса, заложен конфликт хорошего с лучшим, что в искусстве присуще только сказкам. И, тем не менее, с реальной жизнью современных юных зрителей он во многом совместим. Пока дети остаются таковыми, они критически относятся ко лжи, фальши, агрессивности, но снисходительны к таким слабостям, как праздность, лень. В качестве корректировки этих представлений красноречивы предлагаемые в спектакле взаимоотношения гномов между собой, гномов и Пчёлки. Гномы не то чтобы безгрешны, нет, но они стыдятся своих слабостей и стремятся загладить свою вину, то есть преодолеть себя. Пчёлка – пример того, как нужно уметь жить в ладу со всем миром и как быть верной своей природе и твердой в отстаивании своей правды. Но зрители также поймут, что эта миссия ей далась с трудом. Подобные ошибки мы на земле совершаем регулярно, порой даже не замечая.
Цель спектакля – добиться, чтобы зритель сопереживал всем героям, а не только Пчёлке и Жоржу. Для этого должны быть понятны мотивы их поступков. Тот же король Лок, только пройдя через человеческие муки, стал понимать, что силой нельзя сделать счастливой ту, которую любишь. Он подавляет ожесточение в себе и только благодаря этой жертве становится навек другом двух людей. Хотя бы двух!