На правах заявки
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
опера-буфф по одноименной повести Н.В. ГОГОЛЯ
Музыка Игоря Пономаренко
Мы предлагаем воплотить на музыкальной сцене литературное произведение, которому наряду с «Медным всадником» Пушкина суждено было стать в русском искусстве главным, опорным выражением правды о Великом Городе. Трудно поверить, но ни в XIX, ни в XX веках «Невский проспект» не нашел дорогу в музыкальный театр, хотя критика обоих веков указывала на «театральность» языка повести, на выпуклость ее персонажей. И, конечно, облик самой столицы Российской империи показан в «Невском проспекте» наиболее пластично, с присущей Гоголю поэтической иронией.
Мы видим наш спектакль оперой-буфф, трагифарсом, где смешалось высокое и низменное, где постоянно происходит переключение от смешного к серьезному, где благородный, романтичный герой гибнет, а пошлый живет и благоденствует. Истории ищущих свой идеал молодых людей Пискарева и Пирогова у нас рассказываются не в очередь, как у Гоголя, а параллельно. Их же завершение – самоубийство художника и комическая катастрофа офицера – даже одновременно. А обманщик Невский проспект чрезвычайно подыгрывает героям, подталкивает к поступкам, которые и приведут их обоих к обратному результату.
Невский проспект – вот главный герой нашей оперы. Невский – это не только обитательницы «жилища жалкого разврата», Брюнетка и Блондинка, или разодетая в пух и прах публика, или призраки заманчивых сумерек, но и фонарщики, белошвейки, городовой, немцы-ремесленники, кухарка, персиянин Джафар, кровельщик, дворники, молочница-охтенка, ее сын Петька. Все они, плюс Медный всадник и Колоннада Казанского собора, Шляпки и Бакенбарды, особенно Фонарь, от которого просит автор быть, ради Бога, подалее, – всё вместе это живущий на сцене организм города, реальный и фантастичный одновременно.
Важной для нас оказалась проблема повествователя. Рассказчики у Гоголя, в сущности, самые колоритные персонажи, и нам отказаться от этой фигуры было бы непростительной ошибкой. В прозе полнота этого образа создается знаменитым гоголевским сказовым языком и двойственностью. Гоголевский стиль включает в себя и лукавое балагурство, и простодушие, но вместе с тем и цинизм, знание человеческих пороков. В нем как бы два человека. Один наивно, словно новоприбывший, преклоняется перед пышностью, блеском Северной Пальмиры. Другой, в силу своей опытности, скептичности, смеясь, искушает первого. Это две стороны писательского дара самого Гоголя. Реализовать его образ на сцене мы решились за счет введения еще двух наиважнейших фигур – двух приятелей Вженко и Трёча.
Роман Микитович Вженко (от украинского вже – «уже»), как и Николай Васильевич Гоголь, получил в Малороссии недурное классическое образование, здесь, в столице, недавно, пренебрег чиновничьим поприщем во имя духовной независимости. Разумеется, ошеломлен Петербургом, его красотой, его противоречивой сутью. В душе и на практике – сочинитель, не похожий на маститых беллетристов. Он только начинает свой путь в литературе, его интересует человек во всех его проявлениях.
Теодор (Федор) Эрнстович Трёч, напротив, в Петербурге с того дня, как в его основание заложен первый камень. А сколько прожил до этого – неизвестно. Для Вженко он наставник и одновременно друг и враг. Всезнающ и вездесущ, великий иллюзионист. Он словно тот самый демон, что «искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». Как только загораются фонари, этот тип уже на Невском. Вертлявый, он смешивается с толпой, выбирает объект поинтереснее и водит его. Это он ведет Пискарева за Перуджиновой Бианкой, а недалекого поручика, словно в насмешку, сталкивает со стеной немецкой ограниченности и честности. Во многом конфликтность оперы держится на духовном содружестве и противоборстве Вженко и Трёча (Черта). Как и художественная взаимосвязь Гоголя и Гофмана.
Музыкальный строй оперы зависит от вышесказанного и поэтому отличается динамизмом, пародийностью, даже в пафосных моментах, карнавальностью. Мы стремились воспользоваться выразительными средствами, накопленными жанром оперы-буфф и мюзикла к началу XXI века. Здесь не только арии, речитативы, хоры, ансамбли в их традиционной оперной форме, но и куплеты, романсы, песни (в том числе мещанские, народные), блюз, молитва, зонги, танцевальные дивертисменты. Несмотря на то, что временем действия остается первая треть XIX века, ритмический строй нашей оперы современный.
Реализация столь масштабного проекта нуждается в немалом финансовом и техническом обеспечении. В списке действующих лиц не менее 30 персонажей, 8 из которых – роли первого плана. Потребуется полный состав оркестра. Это значит, что в спектакле без преувеличения будет занят весь коллектив театра. Двухуровневое членение сцены, создание павильонных декораций, костюмов и реквизита гоголевской эпохи, оригинального освещения и звука делает наш проект недешевым, но художественно оправданным и во многом новаторским.
Для дуэта авторов встреча с темой Петербурга не первая и не последняя. «Невский проспект» придуман нами как вторая часть оперной трилогии о Петербурге. Первая часть – «Страсти по Каштанке» (1998 г.) в постановке С.-Петербургского Музыкального театра «Зазеркалье» – стала ярким событием в театральной жизни города. Спектакль был удостоен национальной премии «Золотая маска» и петербургской – «Золотой софит». В основе третьей части трилогии будет одно из произведений Ф.М. Достоевского.