Наденька

НАДЕНЬКА
или
Как это все сложилось, однако…

Лирическая фантазия в 2-х действиях на темы поздней прозы А.П. Чехова

Ролей – 14, из них мужских – 8, женских – 6.

Действующие лица:
Надя Шумина, 23-х лет
Нина Ивановна, ее мать, 42-х лет
Варя, ее тетка, 30-и лет
Марфа Михайловна Козмынина, ее бабка, 65-и лет
Сергей Сергеевич Лосев, ее зять, 43-х лет
Саша, московский родственник, недоучившийся студент, 38-и лет
Андрей Андреевич, бакалавр филологии, ее жених, 30-и лет
о. Андрей, его отец, протоиерей, настоятель местного собора, 60-и лет
Михаил Николаевич Подгорин, друг дома, адвокат из Петербурга, 35-х лет
Петр Маркович Ямшин, сосед Козмыниной, давний друг Подгорина, его сверстник
Мария Сергеевна Ямшина, его жена, 32-и лет
Зинаида Ямшина, его сестра, 21-го года.
Таврич Григорий Всеволодович, сожитель Зинаиды, 42-х лет
Кучер
Конюх
Мужик, работник в усадьбе Таврича.
Горничная

В основе фантазии – рассказ «Невеста»; также использованы мотивы рассказов «Архиерей», «У знакомых», «Соседи» и нескольких неоконченных вещей А.П. Чехова.

Данная пьеса лишь отчасти соотносится с крупноформатной драматургией А.П. Чехова. Как продукт культуры рубежа XX-XXI вв. «Наденька» стремится к одновременному проживанию сразу нескольких моментов из жизни персонажей, поэтому прибегает к ряду условностей, что дает простор для постановочных решений и возможность менять темпы. Важным композиционным элементом являются зонги и романсы. Адресат пьесы – молодежная и зрелая аудитории.         

Фантазия драматурга сталкивает в одном месте персонажей нескольких рассказов, написанных в последний период творчества писателя. Таким местом действия становится провинциальный город Затонск, в котором, несмотря на тишину и прокисшую атмосферу, бурлят нешуточные страсти. Сюда, на свою малую родину, приехал нынешний московский житель, преуспевающий адвокат и холостяк Михаил Подгорин и оказался на перекрестке противоречивых чувств. К нему давно неравнодушны три женщины, в том числе две замужние. Одна из них – юная Надя Шумина – стоит в шаге от замужества. Варвару, ее сестру, лет десять назад считали невестой Подгорина, а сейчас она просит его совета, как избежать продажи имения, промотанного ее мужем Лосевым.

Еще одна героиня – Мария Сергеевна, жена его университетского друга Пети Ямшина, признается, что любит его, и просит увезти ее с собой в Москву.
Наде Шуминой предстоит либо похоронить себя заживо в Затонске, став женой безликого Андрея Андреевича, либо навсегда бежать из него в неясную даль. Это он, Подгорин, заразил бывшую свою ученицу идеей пересмотра жизни. А теперь, когда Надя приняла решение ехать в Петербург учиться, ей нужна хотя бы его моральная поддержка, совет. Но и здесь он не находит ничего лучшего, как спрятаться. В конце концов, он тайком сбегает в Москву. Но Наденьке готов подставить плечо чахоточный Саша. Это типичный чеховский недотепа, не способный устроить даже собственную жизнь. Однако такие созданы словно для того, чтобы переворачивать чужие нескладные судьбы. Они вместе сели в поезд, но дальше их пути разошлись. Надя выстояла, а Сашу убила чахотка.
«Как это все сложилось, однако?» – недоумевает здравомыслящий Подгорин. А сложилось так, как вообще всё складывается в новой России, – беспорядочно. Концов не найдешь. Девушка из благородного семейства (Зиночка Ямшина) бросается в объятья немолодого женатого человека (Таврича) и занимается с ним крестьянским трудом. В свою очередь, ее просвещенный брат, поборник прав человека, не может смириться с выбором сестры, несмотря на то, что Таврич его друг.  Священник, богослов (отец Андрей) лучшей эпохой своей жизни считает годы, проведенные вдали от родины на берегу лазурного моря. Его сын, магистр филологии (жених Наденьки) пиликает во всех домах на скрипке, просят его или не просят; зажиточная, предприимчивая барыня (Козмынина) души не чает в приблудном Саше и, напротив, свою невестку (Нину Ивановну) держит в черном теле…

Недаром всезнающий конюх произносит приговор: «И такое время подошло, что всему конец». 

Да, время подошло такое, говорит пьеса, что никто, как раньше, не обещает нам спокойной жизни, что начался новый отсчет времени, в котором так важно каждому быть зорким, крепко стоять на ногах и все же уметь слышать биение сердец ближних.

Несмотря на перевес мужских ролей, «Наденька» это, безусловно, женская пьеса. И, как в любом чеховском произведении, женский характер и здесь оказывается на поверку куда сложнее и загадочнее, нежели мужской.