Опера в 2-х действиях
Музыка Владимира Кобекина
Действующие лица
Доктор ФАУСТ – бас
МЕФИСТОФЕЛЬ – баритон
ИОГАНН ВАГНЕР, слуга – тенор
МАРГАРИТА – сопрано
ГЕРМАН, ее брат – баритон
АББАТИСА, мать Бригитта – меццо
БУРГОМИСТР – тенор
БОЦМАН – баритон
РОЗАЛИНДА, проститутка – меццо
МИРАБЕЛЬ, проститутка – сопрано
ГОРОЖАНЕ
МАТРОСЫ
ПРОСТИТУТКИ
ПОСЕТИТЕЛИ КАБАЧКА
ЗАБЛУДИВШИЙСЯ МАЛЬЧИК
ДЕТИ НА БЕРЕГУ ЭЛЬБЫ
БЕСЕНЯТА
Либретто нашей оперы условно соотносится с «Фаустом» Гёте как апокриф и Священное Писание. У нас события происходят по прошествии двадцати не меньше лет после гетевской истории, но философский спор продолжается. Он бесконечен, словно подтверждаем мы. Герои те же – Мефистофель, сильно постаревшие Фауст и Вагнер. Вновь появляющаяся Гретхен (Маргарита) – это, разумеется, другая Гретхен, совсем юная горожанка. Но и здесь Маргарита оказывается полем борьбы идей, и вновь жертвой. Вновь два титана оказались неспособными создать хотя бы между собой гармоничные отношения.
Опера должна убедить, как убедила вся духовная практика ХХ века, что договоры со злом чреваты для человека катастрофой, что не пойдут ему на пользу альянсы будущих Фаустов с дьяволом.
Фауст в нашей опере – это ученый, достигший, казалось бы, всего, о чем мог бы мечтать творец, однако в конце пути он, как никогда, ощущает недовольство собой, словно еще не совершил главного в жизни. Мысль его беспощадна, он столь же скептичен, как и Мефисто, но, в силу нереализованности, он деятельнее и вдохновеннее беса. Да, они словно меняются местами (это мы выявляем не только словесным рядом, но и пластическими, музыкальными средствами), и Фауст порой упивается своим могуществом.
Сложной и интересной должна быть роль Мефисто. Он, живущий в вечности, носит тяжелый груз всеведения, а значит, пессимизма. Быть вечно ироничным — грустно и горестно. Не от хорошей жизни он соглашается на пари.
Любовь Маргариты нарушает его вселенский покой (кульминация I акта). Он поражен и одновременно напуган происходящими в себе переменами. И все же адский холод в нем сильнее женского, человеческого тепла. Он впервые страдает от чувства собственной вины. Как человек! Его поражение – это, повторим, прежде всего поражение Фауста.
Как и у Гете, у нас жертвой становится Гретхен, ибо она для Фауста не цель, а средство. Девушка приходит за советом к самому авторитетному человеку в городе: брат хочет выдать ее за богатого, но старого и, главное, нелюбимого человека. Маргарита всецело верит Фаусту, а он использует ее как в качестве инструмента, способного «вочеловечить» бессмертного дьявола. Мифисто таки влюбляется в Гретхен, как в свое время Фауст – в первую Гретхен. Однако «по пути к человеку» этот гений зла растоптал (не без угрызений совести) самого человека. В эпилоге Маргарита торгует своим телом. Бесспорно, Фауст не желал такого итога. Им владело убеждение, что духовная красота простой девушки спасут Мефистофеля. Падение Гретхен, прежде всего, на его совести. В этом наш главный упрек всем фаустам. В опере мы даем Маргарите возможность «подняться», однако уже без участия Фауста и Мефисто.
Признаком краха миссии доктора Фауста у нас становится превращение его доселе смиренного слуги Иоганна Вагнера в беса. Несостоявшийся теолог, преданный лакей – парафраз Смердякова – оказался развращенным мыслью хозяина.
Музыка написана экспрессивной, атакующей манере, что подчеркивает остроту идейного и духовного противоборства как между партнерами, так и внутри каждого героя. Фауст, Мефистофель, Маргарита – каждый имеет два голоса. Даже монологи диалогичны. Мы сталкиваем в опере не столько любимых наших героев, сколько любимые наши мысли. Мысли о безграничной свободе, безграничных возможностях человека еще более привлекательны в век, когда прогресс так преобразил материальный мир людей и деформировал духовный.