ЛЮБИТЬ НОЧЬ!
Мюзикл в 2-х действиях
Музыка СЕРГЕЯ ЧЕКРЫЖОВА
Действующие лица:
Роберт Чон – питерский рокер, лидер группы «Депо»
Шум (Сергей Шумов), друг Роберта и музыкант группы «Депо»
Гарик Арутюнов, музыкант, участник группы «Депо»
Прокл, музыкант группы «Депо»
Тэд Величко, лидер группы «Бестиарий»
Джим Моррисон, американский поэт и рок-идол
Лена Попова, жена Роберта
Таня – «восьмиклассница»
Янис Христианович Церберс, подполковник госбезопасности
Роман Павлович Мидасов, партийный функционер (без вокала)
Продюсер (без вокала)
Кинорежиссер (без вокала)
Птица Ночи
Жилец с пятого этажа Соседка (без вокала)
Фанаты группы «Депо»
Матросы субмарины
Милиционеры, дружинники, граждане гг. Ленинграда и Москвы
Действие проходит в 80-х годах, место действия – города Ленинград и Москва.
Это история о питерском рок-певце, имя которого Роберт Чон. Легко догадаться, что его прототипом является Виктор Цой. Почему все-таки мы не называем его Виктором Цоем?
Во-первых, потому что драматургу, работающему с биографическим материалом, все равно, надо ощущать себя достаточно свободным и никак не задевать тех, кто был близок к данному персонажу. Поэтому в пьесе нет ни одного имени, реально принадлежавшего цоевскому окружению. Все вымышлены и все-таки похожи. Знатоки этой культуры наверняка угадают черты реальных лиц (но только черты), таких как Б.Г., Майк Науменко, Свин, Рыба, участники группы «Кино». Осмелюсь сравнить используемый мною ход с тем, что сделал М.А. Булгаков в своем «Театральном романе». Словом, в пьесе есть среда и время, выдвинувшие когда-то в свои лидеры Виктора Цоя.
Во-вторых, хотелось создать не столько конкретный, сколько обобщенный образ человека из мира рок-культуры переломных, бурных второй половины 80-х годов, – человека андеграунда. Узаконить приемами сцены миф о немногословном, одетом в черное парне, нервном, узкоглазом поэте, который, как и подобает герою, всегда уходит в ночь. И ответить на вопрос: почему именно он стал символом эпохи?
Б. Гребенщиков еще при жизни Виктора понимал, что того человека, которого он знал, нельзя «назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем – это реальность, никакого обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими губами его говорить. Вот как обычно описывают ангелов? Ангел – это фигура бытия, выполняющая определенную функцию в бытии, совершенная изначально, то есть неразвивающаяся. И то, о чем я говорю, это не ангел, но это фигура такого же типа. Она совершенна от природы Вселенной. Сущность, которая, так или иначе, находит разные методы воплощения».
Поэтому, в-третьих: то, что он не от мира сего мы стремимся показать разносторонне. И через то, что его творчество не всегда понимают даже друзья (конфликты с лучшим другом Шумом). И что у него особое стиховое чутье, свой язык, свой нерв песен, ставший в конце концов нервом огромного числа молодых людей, стремившихся жить честно, даже больше – нервом эпохи. Через очевидную магию его песен: она заворожила и продолжает завораживать людей и помогать сегодняшнему поколению (подводная лодка). Эта магия заставила содрогнуться даже его «штатных» врагов (подполковник госбезопасности Церберс). Даже через особые, трансцендентальные, отношения с миром (сцена на набережной, женская ария «The Night») и вообще его породненность с Ночью и стремление к Свету. А в кочегарке «Алабама» Чон сдает экзамен на «истопника» самому Джиму Моррисону… Через его веру в свое предназначение, упорное, порой жесткое, отстаивание собственного credo, через непредсказуемость его поступков и, наконец, через загадочность его смерти.
В пьесе есть два близких герою женских персонажа – Таня и Лена. Разумеется, они не имеют никакого сходства с женщинами, окружавшими Виктора. Но в моей версии каждая из них по-своему влияет на творческое развитие современного Орфея. Наряду с песнями В. Цоя, мюзикл включает в себя оригинальные вокальные номера, написанные композитором Сергеем Чекрыжовым, чье творчество многие знают по песням группы «Несчастный члучай» и по работам в театре и кино.