КОНЦЕПТ
оперы
Крошечка-Хаврошечка
(по одноименной русской народной сказке из сборника А.Афанасьева)
ЧИТАТЬ СИНОПСИС К ОПЕРЕ «КРОШЕЧКА_ХАВРОШЕЧКА»
Музыка А.Беспаловой
Либретто Е.Фридмана
Несчастье, бедность, сиротство постоянно
возбуждают народное участие.
А.Н.Афанасьев
Чем нас привлек сюжет сказки «Крошечка-Хаврошечка»? Тем, что она наполнена современными проблемами. Самый сильный в ней момент – это осуждение нравственного бесчувствия, стремления урвать, нажиться на чужой беде. А с другой стороны, дается ответ на вопрос: как противостоять этому напору лжи и наживы? Именно об этом наше музыкальное действо.
Почему музыкальное? Наверное, потому что от «Хаврошечки» идет невероятная энергетика чувств и ритмов – как от положительных героев, так и от отрицательных, но главное, весь строй этой сказки невероятно музыкален, начиная с действия закона троичности и кончая языком – напевным, самобытным. Уже в зачине говорится (практически поется): <…> над работой каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает . Или: дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать. Или: на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материнское приказание забыла и глазки смежила. Стилизация под ненормированный народный раёшный стих стал языком либретто. Ясно, что и музыкальной основой оперы должны были стать фольклорный лад, народная песня.
Наша спектакль – менее всего инсценировка известной волшебной сказки, это скорее ее драматизированная версия, воплощенная в музыкальное действо. В результате история о хрупкой девочке приобрела черты как бытовой сказки, так и мелодрамы. Это дало нам возможность обострить сюжет, объективизировать характеры персонажей, внести в повествование лирическую ноту. Понятно, не весь текст у нас поется, немалая часть диалогов – разговорная.
В самом тексте народной сказки пунктом, который дал толчок к переосмыслению сюжета, стало место, где рассказывается о том, как маленькая девочка осиротела и попала в чужой дом. Виной этому стали не происки злых сил, а печальные жизненные обстоятельства. В спектакле мы этот момент уточняем: Хаврошечка осталась одна в результате разбушевавшейся стихии: наводнение забрало жизни отца и матери. Трагическая реальность, которая во все времена постоянно дает о себе знать:
Большая вода, большая беда,
Сколько горя-вреда, она принесла!
«Несказочным» в самой сказке также является момент, когда сирота обретает приемных родителей. В «Хаврошечке» откомментирован этот факт: чужие люди девочку взять-то взяли, выкормить выкормили, но на свет Божий не пустили. Хаврошечка была у них на положении пленницы, дешевой рабочей силы. И, что редко для волшебной сказки, так то, что начинается она не с экспозиции («жили-были» или «в некотором царстве…»), а с нравственной оценки целого разряда людей: Вы знаете, что есть люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся. Собственно, это и есть мораль сказки.
Таким образом, перед нами хоть и волшебная сказка, да с мощным вмешательством жизненной правды: не в некотором царстве, а в деревенском захолустье; не какая-нибудь Марья-царевна (как, напр., в сказке с похожим сюжетом «Буренушка»), а крестьянская сиротка; не Иван-царевич, а всего лишь кудреватый молодец; повсюду бытовые реалии: уборка избы, журьба, пряженье, ткачество, холсты, мясо, косточки – иначе говоря, подробности народного уклада жизни. В опере этому предметному миру уделена важная роль. Ее подчеркивает как сценография, так и музыка. Например, завораживающая тема сарафанов (тех, что потребовали хозяйкины дочки):
Ах, какие огневые сарафаны!
Красота, красота!
Волшебных (фантастических) моментов в народной сказке немного: Одноглазка, Триглазка, говорящая рябая корова, троекратное Хаврошечкино путешествие из одного уха в другое и выросшая из коровушкиных косточек яблоня, ветви которой не дают сестрам сорвать яблочек. Кстати, в афанасьевском тексте даже не говорится, каким образом и кто ткет и прядет для Хаврошечки. Это намек на то, что магия в народном художественном сознании не самоцель. Об этом ниже.
Либретто не исключает ни одного события из сказочного сюжета. Напротив, развивает несколько важных тем:
1) Хаврошечке сопереживает не только корова Пеструха, но и а) коровы из стада б) соседи. Вот кто дает моральную оценку происходящему (ансамбли, хоры). Тема человеческого/общественного суда.
2) Другом сиротки становится пастушок Трошка.
Да что ж я такой нескладёшный!? –
аж самому тошно.
Что ж, такой он сначала – непутевый, дурашливый, но добрый и искренний деревенский малый. Так возникает тема чистой, юношеской любви. Трошка всячески помогает ей, пока в его жизни не происходит перемена.
3) Трошку призывают в войско, он уходит на войну с султаном. Тема любви усиливается сценой прощания:
Но сердце мое неспроста надеется,
Но сердце мое не напрасно чует,
Дождётся с войны жениха девица,
И в жизни новой любовь и счастье будет.
4) Путешествие Хаврошечки из одного коровьего уха в другое представляет собой встречу девочки с матерью в трансцендентальном (изнаночном) мире. Коровушка – ее тотем, в жизни она ей мать, защитница. Остро ставится тема о неразрывности родительских уз.
5) Работу за Хаврошечку выполняет артель умельцев (хореография), т.е. не совсем волшебные помощники.
6) И наконец, решение темы воздаяния: добро оплачивается добром. Тут мы отступаем от штампа волшебной сказки. Обычно добродетельной героине доставался богатый или родовитый жених из тридевятого царства. Так и в сказке «Хаврошечка»: заезжий добрый молодец по счастливой случайности оказался рядом. В нашей опере жених – свой, местный, притом долгожданный – это Трошка. Но он, прошедший через походы и битвы, стал совсем иным, вырос как человек и как службист. Теперь он Трофим-воевода, опять же – не сказочный добрый молодец. В финале здравицей в честь жениха и невесты завершается тема любви и вся история о Хаврошечке:
Хáврошá, Хаврошечкá,
(да) ты до свадьбы дожила,
(да) ты до взрослой доросла,
(да) в дом гостей ты созвала…
Но куда более серьезному переоформлению подверглись характеры.
Хаврошечка. Да, ей присущи традиционные кротость, незлобивость. Но мы добавили несколько новых красок, прежде всего – самостоятельность и темпераментность. Роль сиротки высветилась, освободилась от однобокости. Она смело говорит с Трошкой, не тушуется, когда он предлагает ей удалиться в рощицу. Но она же оставляет ему надежду на встречу, намекнув, что надо быть в его возрасте умнее. В общении с дочерями хозяйки она становится все смелее, независимей, сохраняя внешнюю корректность. Однако правда и в том, что ей в действительности не пришлось гнуть спину, выполняя непосильную работу: за нее это делала бригада умельцев. По законам волшебной сказки такая условность не мешает восприятию, но по законам сценического действия подобное не проходит бесследно. Хаврошечка становится более уверенной и даже несколько самонадеянной:
Вижу, ты притомилась, сестрица,
Присядь-ка лучше, попей водицы,
А я тебе наведу красоту –
туго косыньки заплету.
Ты такая красавица, такая ты ладная –
И… совсем распатланная… –
говорит она со старшей дочерью хозяйки. В результате Хаврошечка позабыла о третьем глазе Триглазки, и это привело к расплате: под нож пошла коровушка. Конечно, в рамках мифа это не столько расплата, сколько неминуемое магическое действо (жертва) и превращение, однако правду характера мы ищем в подобных психологических моментах. Магия же самой Хаврошечки проявляется, прежде всего, в вокальной стихии. Например, она усыпляет сестер своими колыбельными:
Всем несладко на жаре:
мышка прячется в норе,
ежик под ольхой сопит,
филин на коряге спит…
Льется в небе голубом
жавор?нка голосок,
ель качает головой…
Спи, глазок, спи, глазок!..
О Трошке (Трофиме) речь уже шла. Трофим изначально не баловень судьбы, он тоже меняется на протяжении спектакля. Важно, что он и Хаврошечка – это дуэт вполне узнаваемых, современных молодых людей.
Группа отрицательных персонажей. Среди них выделяется образ и партия тиранствующей Хозяйки. Это, безусловно, тип мачехи, самый жизненный характер в народной сказке. Как заметил А.Н. Афанасьева, «мачеха начинает преследовать бедных сирот, задает им трудные, невыполнимые работы, сердится, когда они удачно выполняют ее приказания, и всячески старается извести их, чтобы не иметь перед глазами постоянного и живого укора».
Хозяйка прозорлива и одновременно слепа:
Ишь,
Меня провести захотела –
Малá еще!
Одной столько сделать?
Тут не обошлось без товарищёв.
Дело тут нечистое.
Эта женщина не ведает, что за зло ей воздастся. По-животному любящая мать, она готова использовать любые средства ради счастья своих дочек. А счастье подобные мамаши видят только в прибытке. И дочки у нее, как на подбор, алчные, ленивые, неумные. Ближе всех к матери – Триглазка, дочь, «хоть и старшая, но страшная». Но именно ей мы даем произнести слова, ставшие апофеозом этой семейки:
Маманя, почему народ опять нам свистит?
а счастье, как висело на ветках, так и висит?
Она сокрушается, что так и не удалось сшибить с яблони яблочко, которое открыло бы ей дорогу к аналою.
Несколько выпадает из ансамбля отрицательных персонажей муж хозяйки. Это тоже дань традиции. Он, наверное, мог бы быть хорошим приемным отцом для сиротки, но его место под пятой супруги. В нем не умерло сочувствие к людям, да и мужской практицизм еще жив. Так, Пеструху он не хочет резать не потому, что она уникальна, а потому что еще молода и еще от нее могла быть польза. Но традиционные для мужей из сказок и комедий мешковатость и ограниченность позволяют ему поступать только так, как нужно жене. Именно он становится палачом коровушки.
Коровушка. Это особый персонаж. Он – мистический центр нашей истории. Нутро коровушки-матушки словно священное место, в котором встречаются мертвые и живые, место, откуда живые получают поддержку, когда ее получить больше неоткуда и не от кого. Этот образ у нас даже при модернизации сюжета сказки не претерпел стилистического и смыслового изменений. Девушка со своими печалями приходит к коровушке как к матери, и коровушка отвечает:
…матери и поплакаться можно,
Когда в душе темно и тошно.
Откроешь мне сердечные тайны –
Глядишь, и легче станет…
Ну, рассказывай, Хаврошечка,
Что в нашем доме хорошего?
—————————————————————————-
Наш спектакль рассчитан на детскую публику от 10 лет. Авторы спектакля призваны донести до юного зрителя извечную истину, что злоба, криводушие бессильны перед правдой, что правдивый всегда терпелив, трудолюбив, недолго держит обиду. Тот же А.Н.Афанасьев заметил: «…несчастия только воспитывают в сиротах трудолюбие, терпение и глубокое чувство любви ко всем страждущим и сострадание ко всякому чужому горю. Нравственная сила спасает сироту от всех козней».
© Е.Фридман