КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА
Драма для 4-х актеров по одноименной повести Л.Н. Толстого в одном действии
Действующие лица:
ГЕРОЙ, рассказчик
Портье в публичном доме
Лакей в доме Позднышева
Фотограф
ПОЗДНЫШЕВ из воспоминаний
Литератор
Адвокат
ЕГО ЖЕНА
Дама, попутчица в поезде
Проститутка
ТРУХАЧЕВСКИЙ
Судья
Купец, попутчик в поезде
Проводник в поезде
Студент, приятель Позднышева Цыган с гитарой
Драматург предлагает сценическое воплощение одной из самых тревожных и, увы, до сих пор актуальных повестей Л. Толстого. Ведь и тогда, когда повесть появилась в печати (1891 г.), она вызвала резкое осуждение культурного общества. Графа Толстого порицали за грубое морализаторство, за возврат к публицистичности, обвиняли в религиозной нетерпимости etc. Поводы для таких обвинений, конечно, есть. Эта повесть словно из того круга его вещей, что и манифест «Не могу молчать!» Именно потому, что Толстой не мог молчать, не мог спокойно смотреть, как нравственно деградируют люди из высших слоев общества, как все дальше отходят они от евангельских заветов, он построил свою повесть как страстную исповедь. Разумеется, последнее обстоятельство осложняет работу по инсценированию «Крейцеровой сонаты». Однако взяться за сценическую версию «Крейцеровой сонаты» меня убедил мой друг из Сеула профессор Джун, преподающий театральные предметы в Данкук-университете и руководящий театральным агентством «Korus», впоследствии поставивший ее со своими студентами. В повести доминирует один герой, но, несмотря на это, у него не один голос, а несколько. Вот эту особенность поэтики повести сценарист и попытался использовать в драматургических целях.
Ограниченное число актеров (3 мужчин и 1 женщина) должно, с одной стороны, поддерживать динамику диспута, а с другой стороны, не выходить за рамки условности, не поддаться соблазну Театра Переживания. Впрочем, сценарист не настаивает на данном формате. Персонажи, используя несколько масок, должны стремиться побывать не только в своей шкуре. Они примеряют на себя чужую, а главное – чуждую психологию. Причем это касается не только роли Литератора, которому в конце концов и придется разыграть сцену убийства Позднышевым своей жены, но и каждой роли. Сверхзадача же – заставить зрителя пережить шок, узнать правду о себе.
Что еще было важным для сценариста при трансформации толстовской прозы?
1) Не проповедь сексуальной воздержанности, а проповедь нравственной чистоты. В главном Л. Толстой и сегодня прав: в современном обществе разврат так же, хоть и не узаконен, но процветает и принимает причудливые формы. Представления о нравственной чистоте у молодых людей настолько размыты, что в зрелой жизни не многие способны жить в чистоте.
2) Страстность желания Героя, пережившего трагедию, передать свои горькие мысли людям. Отчаяние и осознание своей вины заставляет его расквитаться с прошлой жизнью, приводит его настолько к противоречивым выводам, что он кажется сумасшедшим (тем более – сегодня).
3) Мы хотим сказать своим спектаклем, что отказ от заповедей Христа (Моисея, Магомета, Будды) катастрофичен. У человечества нет другой альтернативы. Распад сознания Героя тому свидетельство.
4) Если Герой издевается над буржуазным понятием Любовь, то это не значит, что любви нет, а есть только секс, принимаемый супругами за любовь. «Любовь есть! – говорим мы своим спектаклем. – Она разлита во всем». Через весь спектакль мы проведем любовную пару – солдат и его девушка. Они поют тихую, печальную лирическую песню о расставании. На фоне этой песни ведутся споры. Кого-то песня будет раздражать. Этой любви не надо комфорта, удовольствий, денег – она просто есть.
5) Еще одно из главных заблуждений в проповеди Героя – признание искусства, в частности музыки, орудием дьявола. Мы должны сказать спектаклем: с испорченной душой к музыке лучше не прикасаться! Поэтому в нем такие самостоятельные права получает сама «Крейцерова соната» Бетховена. Герой только тогда выглядит душевно здоровым человеком, когда сопереживает музыке. Поэтому так важен в спектакле романс «Ямщик, не гони лошадей» – раздольный, трагичный. Его место в сцене, когда Герой едет в телеге по проселочной дороге на станцию, чтобы попасть в Москву, и думает: «Зачем я еду? Ведь ничего же не было!»
6) Для нас также важно показать и то, что нравственный перекос в сознании Героя заставляет его подозревать в разврате всех, и то, что сытая женщина, хоть и физически еще не изменила мужу, но уже готова к разврату. Изменила ли в спектакле жена своему мужу или нет – это выбирать режиссеру.
7) Сквозной образ спектакля – пассажирский вагон 1-го класса. Это то место, где люди встречаются случайно и бывают гораздо откровеннее, чем в локальной жизни. Режиссер и художник могут усилить роль этого места действия. Оно легко трансформируется: это и зал суда, и спальня, и гостиная, и публичный дом и т.д.