Кот в сапогах

КОТ В САПОГАХ,
или
ША-БОТЭ

Музыкальная история
по одноименной сказке Ш. Перро

Первая постановка состоялась 2 октября 2004 г. в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина.

Идея и режиссура Евгения Писарева.

Шаботэ (chatbotte) – так во всём мире звучит название старой-престарой сказки. Причину популярности «Кота в сапогах» следует искать в яркости самого героя, который уже три века будоражит фантазию как детей, так и взрослых. В детстве, когда нам читали сказку Ш. Перро, кот воспринимается волшебным инструментом, подобно щуке в русской сказке о Емеле-дураке. Счастливчик, обладающий этим «инструментом», становится по очереди и богатым, и удачливым в браке – шутка ли, на самой принцессе женился! Малышам нравится, что Кот неистощим на выдумки, что он не унывает. Взрослые (а они обычно вспоминают эту сказку, перечитывая своим детям, внукам) видят в Коте уже не столько инструмент, сколько предприимчивую личность, делающую свою карьеру. Ведь кот Шарля Перро максимально извлек выгоду из того немного, чем обладал его бедный хозяин. Начиная с сапог. И дал ему то, о чем молодой человек даже не мечтал. Сказка, да и всё! Сказка о том, что без таких «котов» мир статичен, скучен!

В эпоху, которую мы живаем, на Кота уже нельзя смотреть иначе, даже детям. Он замечательный пример того, как нужно приспосабливаться к жизни (чего скрывать – к рынку) и максимально использовать свои шансы. Причем, не гнушаясь, подобно нашему Коту, лукавыми методами: обманом, шантажом, хитростью. И тот, кто выбирает этот путь, должен сознавать, что идет на риск. И наша пьеса о такой фигуре, о такой породе. Да, авантюриста, но созидателя и творца успеха. В области менеджмента он абсолютный гений. Меньше всего он ждет выгоды для себя. Устроить жизнь хозяина – вот его цель. Для такого таланта, как Кот, устраивать просто сносную жизнь – не штука. Для него штука – добиться исключительных преимуществ! Он говорит Жан-Пьеру, своему хозяину, и заодно зрителю: а почему бы нет? Почему бы не жить по максимуму?  В этой формуле, как известно, есть сомнительные компоненты. И пьеса не затушевывает их, а дает возможность зрителю словно примерить на себя всю меру нравственной ответственности. Недаром наш Кот после своих триумфов что-то не слишком весел. Зато веселятся другие, и это его заслуга.

Система действующих лиц не выходит за пределы сказочных персонажей. Добавляются лишь четыре фигуры от театра. Это бродячие коты. Они становятся сотрудниками Кота в Сапогах, но на протяжении спектакля они не раз меняют личины. Изменены, модернизированы функции остальных персонажей. Например, Король – это не король в средневековом понимании, это король-ресторатор, успешный в своем гастрономическом, сервисном бизнесе человек. То же и с Людоедом. Он каннибал не в прямом смысле, а в смысле чиновничьей привычки «сжирать» человека. Тем более что сам человек, сталкиваясь с бюрократической системой, легко поддается ей и становится ее очередной жертвой. Мы говорим об этом, естественно, не напрямую, а иносказательно, но больше стремимся – иронически.

Жанр нашего спектакля – музыкальная история. Это не просто дань моде – петь потому, что так сегодня принято на театре. Но петь – потому что только так можно передать свое состояние, накал чувств, наконец, только так можно зажечь партнеров. Недаром Кот использует зажигательный «призывный зонг», когда агитирует домашних и уличных котов начать новую жизнь. Жизнь, где нет места традиционным кошачьим (читай: «русским») привычкам: сибаритству, иждивенчеству и халяве:

Валяться на коврике, тырить сосиски –
скушно, скучно!
Похлебка в мисках, на блюдечке висках –
скушно, скучно!
Жизнь без фантазии, жизнь без риска –
скушно, скучно!
И в жизни стать непременно артистом
нужно, нужно!

Музыкальная линия в пьесе оправдана еще и тем, что второй герой (герой-любовник), а именно Жан-Пьер, – сочинитель. Недаром он представляет себя именно так: «А я простой парень, не глупее других и не умнее, правда, мало что умею. Стишки и песенки не горшки или рыба – увы, не отнесешь их на рынок». Таким образом, он начинающий бард. А Кот, который мало разбирается в искусстве, но смыслит в бизнесе, подстрекает его к творчеству, говоря ему: мол, твое дело творить, все остальное я беру на себя. Для любого творца, согласитесь, это идеальное условие. Но одного покоя мало. Нужны сильные переживания. И к юноше приходит любовь. Любовь к Этэнсель, дочери короля-ресторатора. Поэтому у нас звучат лирические, даже романсные ноты. Итак, музыкальная часть – это вокал всевозможных жанров, слегка стилизованный композитором Сергеем Чекрыжовым (автором музыки и клавишником группы «Несчастный случай») под барокко. Это еще и хореографические номера, и интерлюдии. А вообще это современная по духу музыка, которая пришлась по вкусу не только детям, но и взрослым.