Холопка

СИНОПСИС
оперетты Николая Стрельникова
ХОЛОПКА
в двух действиях

Либретто Евгения Фридмана (2010 г.)
с использованием стихов Евгения Геркена

Действующие лица:

Граф Иван Павлович Кутайсов
Анна Петровна, его супруга
Елпидифор, его правая рука, управляющий крепостного театра его сиятельства
Князь Никита Батурин, гусар, командир эскадрона
Андрей Туманский, его единокровный брат
Мадлен Леблан, оперная дива из Парижа
Митяй Слёзкин, дворовый человек
Поленька Суркова, крепостная актриса театра графа Кутайсова
Лушка (Лукерья), балетная актриса, полюбовница Елпидифора
Денисов, Жихарев и Ржевский, гусары эскадрона князя Батурина
Калерия Даниловна Понтовская, помещица
Флигель-адъютант

Гости графа Кутайсова: военные, статские, гайдуки, слуги,
крепостные артисты обоих полов.

Время действия – зима 1801 г.
Место действия – усадьба графа Кутайсова на Крестовском острове,
С.-Петербург.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1801-й год, март. Трактир на последней перед Петербургом станции.

 

  • Гусарский майор Никита Батурин спит за столом, рядом недопитая  бутылка вина. Распахивается дверь трактира, клубы пара и сноп утреннего света – вваливаются молодые товарищи Никиты по гусарскому полку: ротмистр Денисов, хорунжий  Жихарев и поручик Ржевский. Они давно ищут своего командира, а он здесь уже двое суток в ожидании приезда из заграницы своего брата Андрея. Гусары впервые слышат, что у Батурина есть брат и весьма удивлены тому, что брат Батурина носит иную фамилию – Туманский. Батурину приходится объяснить, что отец у них один,  а матери разные. У Никиты – княгиня Марья Станиславовна, а  у Андрея – дворовая девка Агриппина. Звучит элегический и одновременно сатирический терцет(Клавир II, стр.328-341).
  • Никита признается в том, что недавно проиграл в карты вместе с имением покойного отца всех его актеров, среди которых числится его любимый брат Андрей.  Невеселой встречи он здесь ожидает.
  • И вот эта встреча происходит. Вместе с Андреем Туманским в избу входит его слуга и
    товарищ Дмитрий Слёзкин (Митяй). Андрей долго учился в Париже ваянию и живописи
    и вернулся на родину с мыслью, что его талант пригодится здесь. Но брат предлагает
    ему, не заезжая в Петербург, вернуться назад, за границу: и кони свежие ждут, и паспорт
    продлен. Туманский ничего не может понять. И тут наконец Никита признается в том, что
    совершил по легкомыслию. Ситуация трагична еще и потому, что новым его хозяином
    является граф Иван Павлович Кутайсов, пред коим все трепещут, ибо он самый
    приближенный к императору Павлу Петровичу вельможа.
  • Горестное ариозо Туманского. (Клавир I, стр.57-68)
  • Андрей отказывается возвращаться на чужбину, не для того проехал столько верст. Кроме того, он признается: здесь, в Петербурге, по его расчетам, должна быть та, в которую он влюблен. Князь Никита клянется, что всё сделает, чтобы вызволить брата из крепостной неволи. Ему порукой – весь гусарский эскадрон. А пока все вместе они едут на бал в театр сиятельного графа Кутайсова на маскарад. Ожидается выступление французской дивы. Андрей вздрогнул. Никита решил, что брат испугался своего разоблачения, и радостно заявил: мы все будем в масках! 

     

Театральная зала дворца графа Кутайсова на Каменном острове.

  • Торжественный выход к гостям хозяина дворца Ивана Павловича Кутайсова. Маскарадный хор (Клавир I, стр. 10-14). Балетный полонез. И – соло графа (Клавир, т.1, стр. 15). Свой текст он читает по бумажке. Все поют здравицу (Клавир, т.1, стр. 20-23) вельможе.                                     
Раззолоченная толпа не спеша втягивается в театральную залу. В фойе остаются гусары во главе с Никитой Батуриным (он в маске льва). С ними Андрей (в маске бога Аполлона). До конца маскарада он почти все время в ней. Стайкой пробегают танцорки в костюмах муз, нимф, дриад. Им поет дифирамб князь Никита . Дифирамб князя Никиты с подпевкой гусар и дам(Клавир I, стр.15-16), ему подпевают гусары.

  • Все ждут выхода звезды парижской сцены Мадлен Леблан. И, наконец, церемонемейстер графа и по совместительству управляющий театром его сиятельства Елпидифор Жеребов  объявляет о выходе французской этуали. Она будет петь в сцене из оперы Генри Пёрсела «Дидона и Эней». Ария Дидоны на французском языке. Гости зачарованно слушают арию карфагенской царицы, а Туманский даже стянул с себя маску, за что тут же получил выволочку от брата.  Андрей узнал в Мадлен Леблан ту, ради которой  он примчался в Россию.
  • Под взрыв оваций певица спускается к требующим ее к себе поклонникам. А на требования Елпидифора пройти в ложу графа Леблан она отвечает отказом. Ансамбль гусар и канцонетта Мадлен Леблан. (Клавир, стр. 43-56)
  • В своем кабинете его сиятельство (в доспехах Энея) распекает Елпидифора за то, что тот не доставил ему парижскую этуаль. Он мстительно скрипит зубами, обещая очень скоро показать актрисе, кто есть он, а кто она.

     

Сцена в балетном классе.

  • Крепостная актриса Поленька Суркова привлекла внимание Митяя. Он узнал в ней свою стародавнюю партнершу по крепостному театру князя Батурина. А теперь она лучшая балетная фигурантка в труппе графа Кутайсова и подает надежды как будущая меццо. А Митяй забыл, как петь, как плясать, зато он не забыл, как любить. Лирический дуэт Поленька- Митяй (Клавир I, стр.27-31)
  • За поющей и танцующей парой из-за угла с завистью наблюдает другая крепостная актерка – доносчица Лукерья. Мелкими шажками она ведет за собой Елпидифора и представляет танцующих Поленьку и Митяя. Елпидифор не верит, что такое происходит в его ведомстве. В шоке и застигнутая врасплох юная пара. Первой пришла в себя Поленька: она, как заведенная, начала выделывать балетные экзерсисы, пытаясь показать, что она обучает старого друга танцевальным па. Директор театра зовет гайдуков, чтобы схватить Митяя, а сам пытается установить личность незнакомца. Оказалось, это числящийся в бегах холоп Дмитрий Слезкин, бывший актер князя Батурина.  Но шустрый Митяй сумел обвести вокруг пальца огромных гайдуков, зато Елпидифор с остервенением стал стегать плеткой холопку.  
  • В этот момент в сопровождении поклонников входит м-ль Леблан. Она  увенчана цветочной гирляндой, с бокалом в руке. Здесь же Андрей, в маске. Леблан стала свидетельницей экзекуции. Легкость словно ветром сдуло. На ломаном русском она устроила разнос садисту. Экзекуцию пришлось остановить. Елпидифор затаил злобу на актрису. Молодежь устроила ей очередную овацию, назвав ее истинной француженкой. Но «истинная француженка» с горечью  заметила, что защищать своих соотечественниц – это  долг русских офицеров. И она рассказала, как в Париже один незнакомый шевалье сражался за ее честь против четырех вояк, и этот благородный смельчак был русский. Она так и не смогла отблагодарить своего спасителя, он лишь назвал ей свое имя.
  • Все гусары втянуты в галоп, а Андрей (в маске Аполлона) предложил актрисе проводить ее. Наконец, когда рядом никого не оказалось, он открыл ей свое лицо. Она тоже ждала этой встречи! Дуэт Андрея и Мадлен «Искал везде по всей земле твой легкий след…»(Клавир I, стр.70-82)Да, он тщетно пытался ее найти в других странах, где она пела, и вдруг в Вене узнал, что актриса уехала на гастроли в Россию… О том, что ждало его на родине, он не признался.
  • Между тем, самовлюбленные гусары с завистью замечают, что неприступная француженка готова сдаться, и кому? – статскому Туманскому!  Новая волна галопа уносит Мадлен, а Никита с Андреем остались вдвоем. Батурин узнает от брата, что Мадлен Леблан – эта та самая женщина, которую он разыскивает.
  • Туманский остается один.Романс АндреяЯ могу тебя потерять.  (Клавир II, стр. 303-307)
  • Гостья маскарада пожилая помещица Калерия Даниловна Понтовская поведала супруге хозяина дворца, что уж больно эта «французенка»  похожа на ее холопку Аришку. Эту дворовую девку ее муж, любитель музыки, шесть лет назад взял с собой в Париж, чтобы обучить пенью, да там и умер. Анна Петровна с сомнением отнеслась к этому заявлению. Однако меркантильная Понтовская не унимается и собирается поговорить об этом с самим Кутайсовым.
  • А Кутайсов тем временем предлагает парижской звезде продлить ангажемент. Мадригал Кутайсова «Мон шер Мадлен, я ваш слуга!». У него созрел план сделать актрису своей наложницей. Леблан с милой улыбкой, но твердо отказывается, объясняя тем, что у нее впереди выступления у самого Павла Петровича. Она уверена, что граф ради этого даст ей лошадей. Но граф уклончив.   
  • Анна Петровна улучшила момент, чтобы поговорить с глазу на глаз с Мадлен. Она относится к ней с симпатией и дает совет опасаться одной дамы, и указала на Понтовскую, которая в этот момент говорила с графом. Актриса узнала в ней свою бывшую хозяйку, но виду не подала.
  • Дуэт и танец Поленька – Митяй (Клавир, стр. 179 -184)
  •  К Мадлен подбегает Поленька. Для крепостной актрисы француженка – кумир. Она доверяет ей тайну: Митяй сказал, что любит ее.  Диалог заканчивается народной песней «Ах ты миленький дружок, не гляди, друг, на меня», которую они поют дуэтом. 
  • Подкравшийся Кутайсов слышит, как хорошо француженка поет народную русскую песню. Но предлагает обеим спеть его любимую песню про полынь-траву. Мадлен и Полина ошарашены. Тогда соглашается Понтовская, она бросает вызов. Начинается безудержная плясовая. Клавир, стр126. №9.
  • Понтовская заводит хоровод крепостных девок,  сжимающийся вокруг Мадлен.
    Мадлен принимает вызов и, в сущности, выдает себя. Уж слишком выразительно она поет: «Ой дуб, дубина – золотая червина!»   По знаку графа танец резко обрывается. Никто не решился реагировать. Кутайсов объявляет, что ждет у себя в кабинете мадемуазель Леблан.  Мадлен понимает: разоблачение неминуемо.
  • Всё это видел Андрей. Он потрясен пением любимой и не понимает, что с ней происходит. Дуэт Мадлен – Андрей «Как мне дальше жить, не знаю…»Клавир т.2, со стр.168
  • Появляется князь Никита. Поняв, что угрожает влюбленным, он намерен сейчас же явиться к графу и потребовать у него вольную для Андрея.
  • Диалог Кутайсова с супругой. На готовность графа отомстить строптивой актрисе Анна Петровна замечает, что Леблан заинтересовался сам император Павел, мол, не было бы хуже. Она предлагает мужу подумать лучше над тем, как дать певице положение в общества.
  • Их разговор прерывает визит князя Никиты Батурина. Граф даже рад ему, поскольку он прервал тяжелый разговор с женой. Никита напоминает графу, что пора выполнить данное ему обещание, а именно – дать вольную его брату Андрею Туманскому. Граф не  готов обсуждать эту тему, но Батурин продолжает напор. Тогда граф вспомнил слова своей женушки: «дать певице положение в обществе». Он загорелся сумасшедшей идеей. Вслух он заявил, что готов не только дать Андрею вольную, но выгодно оженить его, чтобы дать ему положение в обществе.  Батурин даже опешил. Теперь его интересует, на ком граф собирается женить брата. Когда он узнал, то смятению его не было конца. Он понял, что граф всё знает об их любви и готов участвовать в судьбе Андрея. Кутайсов просит держать в тайне от м-ль Леблан его замысел. С тем Батурин и убегает, чтобы похвастаться перед своим эскадроном, какую победу он одержал.
  • Гусарская песня «Жженка», «Эй, гусар, пей вино из полных чар  (Клавир, стр. 154-166)

    КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

     

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

  • Масленичные гуляния в парке дворца графа Кутайсова. Сам граф (в маске фавна) распоряжается карнавальным действом. Ансамбль (клавир, №3, со  стр. 32)
    Катанье на коньках, катанье с горки, на санях, на вейках … Андрей лепит снежную бабу, тут же – дамы, а где дамы, там и  гусары.
    На передний план выступают ряженные: Коза, Медведь, Петух Черт,
  • Кутайсов требует от Елпидифора привести к нему на завтрак  Дидону Карфагенскую,
    предупредив ее, что даст ей таки лошадей.
  • Митяй расхвастался Поленьке, что скоро его хозяин получит вольную, а значит, и он
    станет свободным и предложит ей руку и сердце.
  • Дуэт и танец Поленьки и Митяя «Как у наших у ворот озеро глубоко…» (Клавир, стр.205-213, №№252-263)
  • Мадлен прямо с мороза доставлена к графу Кутайсову. Он ласково просит сказать только: «Согласна». Она не понимает. «Согласна стать моей», — подсказывает граф. Мадлен залепетала по-французски, что этого не может быть, и тут граф  прерывает ее говорит, чтобы дальше она не старалась, и показывает ей бумагу. Это юридическое подтверждение того, что она Аришка Вишнякова, крепостная девка помещицы Калерии Понтовской. Кутайсов наслаждается своим триумфом и обещает актрисе, что она, как мать ее, будет ходить за бычками и телками. Однако граф предлагает находящейся в полуобморочном состоянии женщине сделку: он выкупает у Понтовской права на актрису и даже дает ей титул, а она соглашается оказывает ему некоторые услуги. Певица просит уточнить, что значит дать титул, и граф объявляет, что собирается выдать ее замуж за природного князя, только бедного. Она требует назвать его имя и слышит: «За князя Батурина».  Но не Никиту, а Андрея. Она осторожно спрашивает, любит ли он ее. Для Кутайсова это не вопрос, главное, что ему ничего не остается как жениться на ней. Это новость больно ранит актрису, но она соглашается на эту сделку. Еще одно условие графа – ни слова о предстоящей свадьбе Андрею. Мадлен-Арина обреченно заявляет, согласна на свадьбу хоть сегодня. Кутайсов восхищен. Он отдает приказание Елпидифору созвать гостей на сегодняшнюю ночную потеху – свадьбу его любимых крепостных.
  • Кутайсов в эйфории. Разудалый танец. (Клавир, стр. 211-213, №№260-263)
  • Свидание Андрея и Мадлен-Арины. Влюбленные потрясены мрачной картиной их свадьбы, но другого выхода нет, как только притворяться ничего не ведающими. Они целуются. Мелодрама (Клавир, стр.192-195, №№236-238)Дуэт Мадлен — Андрей (стр. 196-204, №№239-250 ).
  • Все замерли в поцелуе Андрей, Мадлен, Поленька, Митяй, актрисы, актеры.  Даже Лушка не выдержала и потянула паренька в укромное местечко. Балетная сцена, адажио.
    Танец заканчивается появлением Елпидифора.
  • Елпидифор хочет наказать свою наложницу, но Лушка показывает ему на сцену, а там – апофеоз любви! Держа Лукерью, словно нашкодившую кошку, он кидается на своих актеров, а все коломбины и арлекины вдруг нашли укрытие за спинами Митяя и хрупкой Поленьки. Митяй заступился даже за Лушку, и Елпидифор отпустил ее, но пообещал поквитаться с ним. Директор театра объявил, чтоб все артисты готовились к карнавальной потехе – свадьбе двух рабов  И тут Елпидифор от Поленьки и Митяя узнает, что Андрей и Мадлен давно любят друг друга. Слово «любят» отрезвило Елпидифора: «Ишь, обычай взяли – любить… Ну ничего, будет вам свадьба!» – грозит он и требует, чтобы актеры быстро переоделись.
  • Митяй понял, что не миновать беды и ринулся на поиски князя Никиты. Елпидифор – за ним! Галоп.  (Клавир, стр.236-243).  Митяй уходит от погони.
  • Казарма. Гусары играют в карты. Влетевший к ним Митяй сообщает, что свадьба состоится сегодня, через час, что это не свадьба, а лицедейство, что граф что-то задумал и  уже послал в столицу курьеров с приглашениями, что он узнал про то, что Леблан не француженка, а она теперь его холопка. Потрясение гусаров было недолгим, надо действовать. Никита понял, нахрапом не возьмешь, тут хитростью надо.
  • Дворцовая зала.  Хор «Слава, слава, слава и почет!» (Клавир, стр. 221-223, с №265-269 – по тексту клавира). Граф приводит свою супругу на торжественную церемонию и обнаруживает, что жених и невеста на месте, а гостей нет. Объяснение Елпидифора, будто в Петербурге велено всем сидеть по домам, его не насторожило. Его привело в неистовство другое сообщение Елпидифора – о том, что художник и певица давно любят друг друга. Просьбу Анны Петровны успокоиться и сыграть свадебку тихо, по-семейному он отвергает и требует, чтобы немедленно собрали в качестве гостей на свадьбе парижской этуали с потомственным русским князем всех своих холопов.
  • Начинается обряд венчания по Кутайсову. Входят холопы, поют: «Невесты взгляд поник, поник, повесил голову жених». (Клавир, №280-281).
  • Дуэт Мадлен и Андрей, «Мы с тобою едины! Неразлучны мы, неразделимы!» (Клавир, со стр. 245, №№270-272)
  • Ему доставляет наслаждение громогласно объявить о том, что венчаются сын Агриппины-горничной  Андрюшка Туманский и Аришка Вишнякова, бывшая дворовая девка г-на Понтовского, а ныне его холопка.  С этого дня Андрей должен писать портреты только его особы,  а фальшивая Мадлен Леблан с этой  минуты назначается его фавориткой, с  обязанностью проживать на  его половине и исполнять любую его прихоть. Мадлен дает ему пощечину. А вторую он получает от Андрея. Разъяренный граф зовет гайдуков на помощь.
  • Но одновременно с гайдуками в залу влетает князь Никита со своими гусарами и видит, как связывают новобрачных.  Он миролюбиво приказывает гусарам развязать их, что они и делают, подавив сопротивление гайдуков. Кутайсов не понимает, по какому праву он распоряжается в его дворце. Никита Батурин сообщает ему, что к нему вот-вот прибудет флигель-адъютант императора майор Гарголи. Кутайсов парирует: мол, нет такого адъютанта у Павла Петровича. И тут Никита, не моргнув глазом, сообщает, что император теперь Александр Павлович, а Павел Петрович преставился. Граф с трудом верит в эту метаморфозу, а Никита требует от него, во избежание неприятностей, выполнить то, что он клятвенно обещал: подписать вольную Андрею Туманскому и Арине Вишняковой. Об этом просит его супруга, даже Елпидифор умоляет. «Это заговор», – затравленно бормочет граф, но подписывает. Не растерялись и Митяй с Поленькой, они тоже подсунули ему свои бумаги.
  • Батурин с гусарами и счастливые пары убегают, а в двери стучит царский флигель-адъютант. Перепуганного Кутайсова жена вытаскивает из-под стола. Майор вручает ему пакет от нового государя. Дрожащими руками он разрывает его, ожидая самого худшего, но, читая повеление Александра I, он приходит в чувство. Новый государь приглашает его принять присягу на верность ему. Это он готов. Это меняет дело! Он велит догнать, вернуть его рабов. Но веселую тройку уже не догонишь, настало новое время!
  • Друзья поют квартет «Зимушка-зима» («Запушили путь метели, стонут сосны, стонут ели…»Клавир, №19, стр.308-315).

     

          
    ЗАНАВЕС